Без рубрики

Без «домашки» и продленки: все новшества украинской школы для запорожцев

Без «домашки» и продленки: все новшества украинской школы для запорожцев

Нова-школаС этого нового учебного года детей, поступающих в 1 и 5 классы, будут зачислять по месту проживания ребенка.

Изменения, внесенные в новый закон «Об образовании» гласят, что теперь за каждой из школ района закреплены определенные адреса. Дети, которые там проживают будут приниматься в закрепленную школу без конкурса и 100%.

Те родители, которые хотят в этом году отдать свое чадо в первый класс, уже с 23 апреля могут подавать документы для зачисления ребенка в ту школу, к которой он приписан по микрорайону. Кроме того, что с этого года вводится двенадцатилетняя система обучения, согласно новому стандарту, существует еще и масса других изменений. А т. к. в прошлом году пилотный проект Новой Украинской Школы, был опробован на 100 экспериментальных школах по всей Украине, мы поговорили с директором одной из них, а также разобрались в плюсах и минусах новой системы.

В школу не позже 6 лет и 11 месяцев

В этом году правила поступления ребенка в первый класс изменились: родители не смогут отдать ребенка в ту школу, в которую они захотят — это касается бесплатных государственных учреждений. Теперь на сайте каждой школы до 23 апреля будут опубликованы списки учеников, приписанных к ней по микрорайону. В эти списки попадают дети, которым до 10 октября 2018 года исполнится 6 лет. Если ребенок младше даже на месяц, его фамилии не будет в списке рекомендованных к зачислению и в этом году он не пойдет в школу. Исключением может быть частная школа, но только после собеседования и проверки педколлективом на физическую и психологическую готовность ребенка.

Еще одна новинка — родители не смогут оставить ребенка еще на год дома, если ему уже исполнилось 7 лет или исполнится до 10 октября. Отказ от обучения в школе может быть в одном случае — если ребенок находится на домашнем обучении и зачислен в школу-экстернат. Если это так, то в школу, к которой он приписан по микрорайону, необходимо принести справку о том, что он числится в другом учебном заведении. Отказ от школы вовсе после семилетнего возраста будет грозить родителям такого ребенка проблемами со Службой по делам детей.

«Программа «Новой украинской школы» адаптирована под программу садика, т. е. сейчас нет такого, что ранее дети учились считать до пяти, а в школе должны оперировать цифрами до ста, или с 1 сентября ему дадут учебник, рассчитанный на уже читающего ребенка. Все компетенции построены в игровой форме — раскрашивая картинки, первоклассники учатся считать, смотря мультики — узнают буквы, а природные явления сами видят во время опытов. Кроме того, теперь урок не длится ровно 35 минут. Если первоклассник устал, он может встать из-за парты и пойти в игровую зону или зону творчества.

Учитель также обязан смотреть за общим настроением класса, если он видит, что дети неактивны даже после 15 минут урока, он должен предложить физкультминутку или вовсе перенести урок в зону игры и отдыха. Потому переход от садика к школе для ребенка не будет болезненным ни в плане изменения методов обучения, ни в плане повышенной нагрузки. Из-за этого не стоит бояться отдавать ребенка в школу в 6 лет. Но при этом нужно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и он должен быть готов к школе в первую очередь эмоционально и психологически, т. е. быть самостоятельным — уметь обслужить себя и понимать правила поведения в обществе».

Одиночные парты и групповые занятия

Дети больше не будут сидеть на уроках рядами по два ученика за партой. Согласно новым стандартам, всем первоклассникам необходимы индивидуальные парты, которые станут «расти» вместе с ними. Т. е. когда ребенок вытянется, их можно будет приподнять. Парты должны быть легкими и мобильными — это связано с тем, что на каждом уроке будут проходить групповые занятия. В зависимости от тематики урока парты могут стоять буквой «П», по кругу, сгруппированы по четыре или шесть мест и т. д. Расположение парт должно меняться не реже чем раз в неделю. Поэтому ребенку должно быть легко передвинуть в нужную локацию свое рабочее место.

Еще одно из требований НУШ — наличие в классе исключительно открытых шкафов, т. е. все подсобные материалы, которые используются для наглядного объяснения урока, не должны быть спрятаны и закрыты дверками шкафов. Это нужно для того, чтобы ребенок мог в любой момент подойти, потрогать, разобраться, ведь большинство детей в младшей школе — сенсорики, т. е. постигают мир при помощи действий, практики и опыта.

«Групповые занятия и мобильные парты необходимы для того, чтобы дети привыкали быть легкими на подъем, без труда выходили из привычной зоны комфорта и учились адаптироваться к постоянно видоизменяющимся условиям работы. В каждом классе учитель после знакомства с детьми прописывает с ними правила поведения на уроках и в школе. Они их вместе придумывают, обсуждают и утверждают. В этом и заключается демократический смысл образования. И, как показала практика, правила поведения, которые придумали сами дети и осознанно утвердили, намного охотнее выполняются ими, чем указание и запреты сверху от учителя. Что касается финансирования, все до конца не ясно. Сегодня обещают, что на каждый первый класс из госбюджета выделят по 52 тыс. грн, кроме этого первоклассников обеспечат компьютером и ксерокопировальной машиной. На что будут потрачены выделенные деньги решать будут индивидуально в каждой школе. И если на что-то средств не хватит, то будут привлекаться спонсорская помощь и благотворительные взносы родителей».

Без «домашки» и продленки

Программа начальных классов с этого года построена таким образом, что детям не будут задавать домашнее задание. Потому необходимость ежедневно носить тяжелые портфели с учебниками отпадает. Все учебные материалы остаются в классе, для этого есть специально отведенное место под партой. В зоне творчества у каждого ребенка будет свой индивидуальный бокс для хранения их крафтовых материалов: картона, цветной бумаги, альбомов, ножниц, красок и т. д. На соответствующем уроке дети самостоятельно будут доставать свой контейнер и готовиться к нужному заданию.

Но если ребенок захочет дома подтянуть какие-то предметы, учебный материал он может взять с собой — это не запрещается. А вот из-за того, что не будет домашних заданий, не будет и группы продленного дня, т. е. после окончания уроков, примерно в 12 часов, школьников нужно забрать домой

Это устраивает не всех родителей, ведь большинство из них в это время еще на работе. Не будет в начальной школе и оценок, для многих пап и мам это непривычно, ведь они не смогут контролировать успеваемость ребенка. «В 1-м и 2-м классе мы сможем применять лишь вербальное оценивание для стимуляции и подбадривания детей: «Отлично», «Молодец», «Хорошо», «Старайся». Отсутствие оценок помогает детям не бояться выполнить задание неверно, ведь в НУШ нет понятия «правильно» или «неправильно».

Вместо предметов — компетентности

Главная особенность НУШ заключается в объединении нескольких школьных предметов в один — «Я познаю мир». При этом в программе будет меньше правил и теории, а больше практики, на основе которой дети сами будут делать выводы. Например, в первом классе они не будут зазубривать гласные и согласные буквы, делать звуко-буквенный анализ, учить таблицу умножения. Вместо этого, повторяя буквы за анимированными персонажами, научатся их складывать в слоги и слова, а подсматривая в таблицу умножения при решении примеров, автоматически ее запомнят.

«Не стоит переживать, что классические предметы: математика, украинский и английский язык — смешают в одну кучу, а также о том, что на одном уроке нужно будет пользоваться учебниками по разным предметам и пр. Как и раньше, по основным предметам будут отдельные уроки, но, кроме положенных по плану пяти часов украинского языка и трех часов математики, будет еще семь часов интегрированного курса «Я познаю мир». В этот урок будут входить одновременно основы здоровья, информатика и природоведение, и дети будут применять знания по математике, а читая задания, станут тренироваться в чтении. Поэтому уроки будут построены таким образом, чтобы в теме дня использовались знания из разных предметов. Например, при обучении на компьютере дети будут работать в программе, которая объяснит им, что вода может находиться в трех различных состояниях — твердом, жидком и газообразном.

Украинский язык и чтение будут объединены в один предмет, т. е. дети не будут отдельно учить буквы и отдельно тренироваться составлять в слова. Кроме того, сегодня детям не будут снижать оценки за каллиграфию, неправильное соединение букв или написание их не таким размером, как надо. Главное, чтобы они поняли, как они выглядят и произносятся, а со временем они сами выпишутся. «Первоклассники в нашей школе учились писать буквы, выводя их на манке, — рассказывает директор. — Так они не только знакомились с их написанием и произношением в игровой форме, но и развивали мелкую моторику, узнавали, из чего производится эта крупа, как ее изготавливают и др. А овладев навыками письма, они с легкостью изображали нужные буквы и цифры на бумаге».

Семь зон и игровой коврик

Теперь классы в начальной школе должны быть разделены на 7 разных функциональных зон:

Зона творчества — здесь будут находиться крафтовые материалы, диктофон, фотоаппарат, настольные игры, пазлы, журналы. В этой зоне могут располагаться на стенах чистые листы бумаги, и каждый ребенок, когда захочет, может подойти и нарисовать «на стене» все, что ему будет угодно;

Зона новостей будет включать классный календарь, запланированные задания и проекты, расписание общешкольных мероприятий, тут может быть прогноз погоды, градусник с температурой воздуха и т. д. В этой зоне можно размещать план работы на уроке и рекомендации по домашней подготовке;

Зона материалов — здесь должны быть таблицы, стенды, боксы с подручными материалами;

Коммуникативная зона будет включать в себя игровой коврик, на котором дети смогут играть и общаться на переменках. В этой зоне в зависимости от тематики урока могут проходить дискуссии и обсуждения заданий. Во время этой встречи дети будут узнавать друг у друга новости, делиться новыми впечатлениями и учиться делать друг другу комплименты;

Зона тишины — она нужна для того, чтобы ребенок, который устал, мог отдохнуть в одиночестве — это может быть запасной стул и стол, кресло-кокон, пуф и т. д.;

Зона учителя — это его личное пространство, где размещены личные вещи, например, семейная фотография или место, где бы он смог поставить чашку с кофе;

Тематическая зона — эта зона позволяет разместить подсобные материалы, которые потребуются для проведения именно данного конкретного урока.

«У многих родителей, которые видели стандартные классы в обычных школах, где должны поместиться 30 учеников, сразу возникает вопрос о том, где же расположить все эти зоны. Но при умелом планировании и желании это удается, ведь за счет того, что парты в классе будут небольшими и мобильными, эти зоны можно перемещать — стационарной останется зона учителя, в которой будет располагаться компьютер и копировальная техника, а другие зоны можно переносить в зависимости от урока и настроения. Чтобы разместить игровую зону, в которой дети наиболее активно себя ведут, мы в некоторых случаях переместили ее в рекреацию, тем самым освободив место для зоны творчества и открытий. Информационные и тематические зоны не занимают много места, т. к. их вполне реально разместить на пробковых досках, подвесить на прищепки, прикрепить к стенам кнопками и т. д.». Об этом пишут «Вести«.

16.04.2018 17:00

Об Авторе

Александр Чубукин