Электронный билет в городском транспорте: когда ждать в Запорожье

1511134_553319121467970_2842667721071830201_nКак известно, 17 января, Верховная Рада Украины приняла закон,  который предусматривает внедрение в Украине электронной оплаты проезда в городском и пригородном пассажирском транспорте.

Это — первая по-настоящему большая реформа, которая коснется абсолютного большинства жителей страны, в том числе — и Запорожья. Ее успех в действительности сделает нас ближе к Европе и современным технологиям.

“Акцент” решил разобраться, готовиться ли Запорожье к внедрению электронных билетов и главное, что это даст обычным запорожцам.

Что такое электронный билет?

Это — автоматизированная система оплаты проезда в городском и пригородном транспорте, то есть, безналичный расчет. Для внедрения автоматизированных систем оплаты проезда в транспортных средствах будут устанавливать специальные турникеты и сканеры. Особенностью принятого закона является то, что каждый город сможет сам определять порядок функционирования такой системы.

16112076_1517161088297506_1363975547_n (1)

Основные преимущества электронного билета

  • повышение доходности государственного транспорта и, как следствие, сокращение потребности бюджетного финансирования;
  • повышение прозрачности учета фактически оказанных услуг по перевозке льготных и других категорий пассажиров;
  • предотвращениe использования поддельных проездных документов;
  • уменьшениe эксплуатационных затрат перевозчиков на организацию и контроль сбора выручки.

Что в других городах?

Следует отметить, что ряд украинских городов уже продвинулись в вопросе внедрения электронного билета.

Так в Киеве в метро уже давно введены электронные карточки, в Тернополе в городском электротранспорте с конца прошлого года уже работает система электронных билетов, а  Львов уже договорился о долгосрочном кредите от ЕБРР на 10 млн евро для внедрения данной системы в своем городе.

Что касается Тернополя, то у них в городе действует несколько тарифных планов.

Стоимость самого носителя электронного билета составляет 15 грн. Пассажир оплачивает номинальную стоимость выбранного тарифного пакета. Карточки  запрограммированы на два вида проездных билетов: общественный и льготный (студенческий и ученический). В каждом из них будут четыре тарифных пакета:  «Эконом» (включает 43 ездки), «Стандарт» (65), «Премиум» (99), «Безлимит» (неограниченное количество поездок). Система разработана таким образом, что, в зависимости от выбранного пакета, пассажир экономит на проезде от 7,5% и более. Отметим, что срок действия проездных билетов ограничивается 90 днями, после чего карта подлежит обнулению.

Но следует отметить, что полноценной такую систему назвать еще нельзя.

Тарифные пакеты электронных билетов  в Тернополе

1480344360_2

1480344349_1

Тарифные пакеты электронных билетов в Тернополе

Одним из первых  внедрить электронный билет хочет  Днепр. После принятия закона, мэр города Борис Филатов уже рассказал о планах на 2017 год. Электронный билет будет работать в метро (там замкнутый цикл) и в тестовом режиме на трамвайных маршрутах. У наших соседей уже посчитан и бюджет внедрения электронного билета – 8 млн долларов (210 млн грн). Финансирование планируется за счет средств городского бюджета.

Также в мэрии Днепра не исключают, что со временем к процессу финансирования могут подключиться и международные инвесторы.

По предварительным прогнозам, первые карты могут заработать в городе уже осенью. Прежде всего, их вручат семьям погибших в АТО бойцов. Бесплатно получить карточки также смогут и около 400 тыс. горожан льготных категорий. Точная стоимость билета будет определена после проведения необходимых тендеров. По предварительным подсчетам, он будет стоить около 70-100 грн.

По словам и. о. заместителя городского головы Яники Мерило, в Днепре электронный билет будет выполнять также функции карточки жителя. С его помощью можно будет пользоваться электронной медицинской картой, очередью в ЦНАП и больницы. У билета будет QR- и штрих-код, по которым можно будет осуществлять оплату — по принципу «Укрзализницы».

Карточка жителя Днепра

Карточка жителя Днепра

Готовность Запорожья

Как оказалось, в Запорожье пока на тему внедрения электронного билета конь не валялся — в коридорах власти просто напросто царит инертность.

Хотя закон об «электронном билете» в первом чтении был принят еще осенью прошлого года, в Запорожье городские власти, похоже, не очень то и спешили работать по этой теме.

Но обо всем по порядку.

В разговоре с корреспондентом «Акцента» директор «Запорожэлектротранса» Юрий Папач отметил, что на его предприятии этим вопросом еще толком не занимались – пока только присматривались к опыту других городов.

«К внедрению электронных билетов нужно готовиться. Сейчас приняли закон, будем заниматься проработкой вопроса. Из других городов, знаю, что дальше всего продвинулся Тернополь. Они давно уже работают по этой теме, но у них всего 20 троллейбусов. У нас же подвижного состава в разы больше. Мы были в Киеве, нам презентовали терминалы, системы, как это все работает. Сейчас нам нужно подсчитать количество подвижного состава,  провести необходимые технико-экономические расчеты. То, что внедрение электронных билетов – положительный момент,  — это однозначно», — отмечает Юрий Папач

В  свою очередь директор КП «Центр управления информационными технологиями» Юрий Орешкин в комментарии для «Акцента» сообщил,  что в Запорожье планируется введение электронного билета в рамках  программы «Муниципальный транспорт», входящего в стратегию «Комфортный город». По его словам, сумма инвестиций по внедрению автоматизированной системы оплаты проезда весьма большая, что вносит дополнительные сложности.

«Сроки внедрения электронного билета у нас могут составить год-полтора. Но что-то конкретное говорить пока рано», — рассказывает Орешкин.

Кроме того, Юрий Орешкин не видит смысла  в создании рабочей группы, на которой могли бы обсуждаться проблемы и перспективы введения электронного билета. Юрий Игоревич считает, что никакого эффекта и пользы такие мероприятия не принесут.

Ответственный за транспортное направление в мэрии —  первый заместитель городского головы Сергей Мешок — рассказал “Акценту”, что мешает внедрению электронного билета в Запорожье. Главная проблема —  нереформированная система транспорта. Городская власть намерена в ближайшее время перейти от маловместительных маршруток “спринтеров” в пользу автобусов большой и средней вместимости.

“Полностью заменить маршрутки на большие автобусы мы сможем ориентировочно за 2-3 года. Другие города, тот же Львов,  уже прошли этот путь, и им легче, — рассказывает Мешок.

“Не проблема купить валидаторы. Сейчас у нас 1050 единиц автотранспорта на маршрутах. Но через полгода их будет меньше, а через год — еще меньше. Поэтому нужен комплексный подход”, — подчеркивает Мешок.

16237036_1299703360099570_1289850529_n

Вы себе представляете валидатор в таком транспорте?

Кроме того, в ближайшее время в Запорожье усилиями ЗНТУ будет проведено комплексное пассажирообледование, которое позволит определить, сколько, где и какого нужно транспорта в Запорожье. 800 студентов ЗНТУ с 4:00 до 23:00 до 31 июля будут исследовать запорожские маршруты.

Еще одна важная проблема, которая тормозит внедрение электронного билета  — монетизация услуги.

“Правительство должно определить механизм монетизации льгот. По нашим подсчетам вопрос финансирования льгот для нашего города — 70-80 млн грн в год. Это большая сумма», — добавляет первый зам Буряка.

Первым этапом внедрения электронного билета в Запорожье станет подготовка инфраструктуры. Ожидается, что в 2017 году все-таки состоится тендер на установку системы GPS в городском транспорте, а также будут переоборудованы остановочные комплексы. В прошлом году многие предприниматели жаловались, что “Запорожэлетротранс” умышленно сорвал тендер на покупку систем GPS, чтобы в будущем прописать условия под конкретного поставщика.

Как это может выглядеть в Запорожье

Депутат запорожского городского совета Олег Германюк собаку съел на теме электронного билета. Олег Борисович рассказывает, что с 2009 года вынашивает тему электронного билета. Посещая страны Европы, подробно изучал опыт других городов – Стамбула, Будапешта, Рима…

О том, на что следует обратить внимание, по его мнению, Германюк рассказал и читателям «Акцента».

Итак, схема транспортной реформы с внедрением электронного билета может выглядеть следующим образом:

Как это работает схема

 

Выпускаются электронные карточки, которые пополняются жителями города (по примеру мобильных счетов, банковских карточек). То есть, люди наперед оплачивают услуги, которыми могут пользоваться в течении недели или месяца, либо даже более длительного срока. Все средства аккумулируются в городском бюджете. А уже из городского бюджета выплачиваются автоперевозчикам. При этом во Львове,  например, определили цену “погонного километра” — это когда город платит перевозчику за рейсы и пройденные километры. Там цена одного “погонного километра” составляет 25 грн. А сам тариф на проезд в транспорте, независимо от формы собственности, устанавливает уже город.

“В Запорожье это может быть другая сумма. 23 или 30 грн. Может она отличаться и на маршрутах. Это как раз может определить качественное пассажирообследование. Но в этой ситуации  водителям будет без разницы, льготники у него едут или нет, сколько людей в автобусе, нужно ли обогнать или “подрезать” кого-то из коллег или нет. “Плана” от хозяина больше не будет. Водитель будет сконцентрирован только на том, чтобы ехать по графику и перевозить пассажиров”, — отмечает Германюк.

16216107_1299704283432811_2102717468_n

Олег Германюк

При такой схеме важно, чтобы город вовремя рассчитывался с автоперевозчиками, ведь теперь “налички” у водителей не будет, а заправляться нужно каждый день. Но, учитывая, что пассажиры наперед кладут деньги на счет, у городского бюджета будет возможность оплачивать услуги автопредприятиям. По мнению Германюка, авансовые платежи не должны превышать 2 недели. В случае выявленных  нарушений, у города будет запас,  чтобы не переплатить перевозчику. Оплата производится по факту, сколько километров проехал транспорт —  все можно отслеживать по GPS, с помощью электронных систем.

Таким образом, когда все деньги будут идти в городской бюджет, можно будет определить реальную стоимость проезда для пассажиров, а также объем финансирования льготных категорий.

У системы “погонного километра” есть и еще один плюс. Можно эффективно стимулировать собственников к обновлению транспорта.

 Например, у тебя старые автобусы — мы тебе платим по 18 грн за км. А если у тебя новые, комфортабельные, с кондиционерами — по 25 грн

“Система контроля должна включать контролеров, у которых будут электронные приборы, по которым, они смогут отследить последнюю оплату с моей карточки. Это самый оптимальный вариант”, — считает Германюк.

“Но если у людей нет электронных билетов — это могут быть приезжие, туристы, или те, которые просто редко ездят, то у водителя должен быть кассовый аппарат — для выдачи такого билета. Могут такие аппараты быть и на остановках общественного транспорта. ”, — говорит наш собседеник.

Должны быть и сквозные билеты

По мнению Германюка, в Запорожье должны быть также и сквозные билеты. Смысл сквозного билета —  когда пассажир оплачивает время проезда. Например, в Запорожье, жителям Хортицкого района или части Шевченковского, чтобы проехать в центр города нужно осуществлять пересадки, и для них стоимость проезда по сути увеличивается в 2 раза. Хотя по километражу их маршруты не сильно отличаются от других. Человек оплатил 30 минут проезда и ими пользуется. Во всех автобусах должны быть установлены табло с часами, чтобы люди могли контролировать свое время.

В Будапеште например есть 3 вида одноразовых билетов:

Проезд на 30 мин, на 60 мин, на 90 мин (с пересадками). Также есть карточки,  проездные на 1 сутки, на 3 суток, на 7 суток. Кроме того есть семейные билеты и туристические.

viber image

карточка в Стамбуле  (Турция)

12

Сквозной билет в Будапеште (Венгрия) на 90 минут с правом пересадки

11

Проездной билет на сутки в Будапеште

“Нужно в переходном периоде давать два варианта — электронный и наличный. Но стимулировать переход на электронный:  делать скидки на опт. Таким образом, мы даем аванс тому же предприятию на повышение качества обслуживания — обновление автопарка в первую очередь”, — считает Олег Германюк.

Плюсы для Запорожья

Таким образом, Запорожье с внедрением электронных билетов может получить следующие преимущества:

1)    Будет решен вопрос льготников:  ни «атошников», ни пенсионеров больше не будут выгонять из транспорта – водители при такой системе просто обслуживают пассажиров – никаких планов «от хозяина».

2)    Безопасность движения: водители больше не отвлекаются на оплату проезда, подсчет сдачи наличными.

3)    График движения: – при оплате за «погонный километр» нет смысла «подрезать» большие автобусы, а водителям, например,“80-к” устраивать спринтерские соревнования на проспекте в погоне за пассажирами.

4)    Потенциальное уменьшение количества единиц транспорта в городе. Как следствие, улучшение экологической обстановки в Запорожье , а также снижение нагрузки на центральный проспект. При введении сквозного билета  отпадет надобность в некоторых маршрутах – люди за одну сумму смогут проехать несколькими видами транспорта.

«Считаю, что в первую очередь нужно создать рабочую группу. Инициатором должно быть управление транспорта или руководство города. В группу должны войти специалисты-транспортники, депутаты, замы мэра,  Мы вместе должны определиться с концепцией внедрения электронного билета. Закон позволяет местным властям самим определять порядок функционирования автоматизированной системы, и Запорожье очень важно правильно определить концепцию. Ведь необходимо будет искать и бюджетное финансирование, вносить необходимые изменения в программы. Ждать больше нельзя, хватит жить по-старому. Иначе жители Запорожья нас не поймут и не простят,” — подводит итог Олег Германюк.

Александр Чубукин

Читайте также

В Запорожье приняли программу развития пассажирского транспорта: электронный билет вне закона | Портал Акцент
2017-01-25 16:10:25
[…] О том, что может дать Запорожье внедрение электронного билета, вы можете подробно узнать из нашего предыдущего материала: Электронный билет в городском транспорте: когда ждать … […]
Запорожцы просят власть внедрить в общественном транспорте электронные билеты | Портал Акцент
2017-02-23 15:00:59
[…]  по теме: Электронный билет в городском транспорте: когда ждать … […]
Стало известно, как может выглядеть новый трамвай для инвалидов в Запорожье | Портал Акцент
2017-03-03 15:06:08
[…] По теме: Электронный билет в городском транспорте: когда ждать … […]

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на Akzent.zp.ua

При копировании материалов со страниц «Акцента», для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет-изданий) – должна быть размещена не ниже второго абзаца материала.

Связаться с нами: portal.akzent@gmail.com; (099) 552-51-24; (097) 702-10-28

Доступно на Google Play