Новини, Суспільство, Экономика, Эксклюзив

Коррупция. Победа над внутренним врагом

Коррупция. Победа над внутренним врагом
24.09.2015 09:10

Как борются с коррупцией в Украине и Запорожье и как ПОБОРОЛИ коррупцию страны бывшего соцлагеря

В середине мая за вымогательство и получение взятки был задержан депутат Мелитопольского городского совета от КПУ Максим Зубарев. Он был схвачен, как говорится, на горячем.

Как правило, в Украине руководители коммунальных предприятий являются и депутатами местных советов – и коррупционные дела, когда такие появляются, связаны с их «основной» профессиональной деятельностью. В данном случае депутат был задержан и недавно арестован судом именно за депутатскую «деятельность». Впрочем, о ней ниже. Этот же пример наглядно показывает, что коррупция остается острейшей темой для Украины и запорожского края, а коррупционеров не останавливают ни война, ни повышенное внимание общества, ни оппозиционный статус их политических сил…

Реформы – это процесс

Если даже оставить без внимания крайности в оценке борьбы с коррупцией в стране: восторженные заявления власти и бескомпромиссную критику со стороны оппозиции – то мы все равно увидим совершенно разные оценки антикоррупционных реформ. Как от авторитетных общественных организаций Украины, так и от международных институтов. Об этом рассказывает Дмитрий Науменко, старший аналитик Информационной кампании Stronger Together. К сожалению, большинство этих оценок – как минимум, «сдержанные» и «скептические», если не негативные. Так, более половины украинских бизнесменов (57,2%), согласно опросу «Transparency International Украина», «ПриватБанка», «PwC Украина» и «GfK Украина», не видят изменений в ситуации с коррупцией, а более четверти (27,7%) видят ухудшение ситуации.

Всё это – несмотря на антикоррупционную риторику власти, показательные «посадки» и увольнения высокопоставленных госслужащих, даже несмотря на обновления антикоррупционного законодательства и формирование Национального антикоррупционного бюро.

Украина – конечно, не единственная страна, которая столкнулась с масштабной коррупцией современного типа. И многие страны могут похвалиться своими успехами на этом фронте. Среди них – и наши соседи, и наши бывшие соотечественники по СССР.

Эстония уже традиционно занимает высокое место (26-28-е в последние годы) в Глобальном индексе восприятия коррупции, составляемом Transparency International, и лидирует не только среди стран бывшего СССР, но и вообще в Восточной Европе, напоминает Дмитрий Науменко. Эстония на заре своей независимости обошлась без специализированного антикоррупционного органа. Однако на молодое государство «поработала» политическая воля его руководства и как следствие в дальнейшем – новое законодательство. Благодаря ему, из судов, правительства и муниципалитетов были практически полностью изгнаны «старые кадры» и было проведено ускоренное обучение новых специалистов. Кроме того, Эстония либерализовала отношения государства и бизнеса – роль исполнительной власти и, как принято говорить сейчас, «зарегулированность» значительно упала. Превалирующими стали не лицензии, справки и отчеты, а прямые договоренности между субъектами отношений и решения судов в случае конфликтов.

Однако, изучив эстонские СМИ, можно убедиться, что местные политики и активисты несколько лет подряд обеспокоены своим долгим пребыванием даже на столь высокой позиции рейтинга! В смысле – «почему нет движения вперед?». А потому, зайдя, например, на сайт эстонской Transparency International, можно увидеть свежие планы по усилению борьбы с коррупцией на десятилетие вперед. Воистину: реформы и развитие – это не конечный пункт, а постоянное движение вперед.

Эксперты Информационной кампании Stronger Together обращают внимание и на опыт соседней Польши, которая также показала хорошие начальные результаты в антикоррупционной борьбе – хотя до середины 2000-х оставалась одной из наиболее коррумпированных стран Европы.

Активная фаза борьбы с коррупцией началась в 2005-2006-м годах, когда в соседней стране было создано и начало работать Центральное антикоррупционное бюро – орган, имеющий полноценные полномочия по оперативной правоохранительной деятельности (внедрение агентов, задержание подозреваемых и т.д.). Одной из главных функций бюро является мониторинг и анализ доходов и расходов госслужащих и их семей для выявления чиновников, живущих «не по средствам». Однако прославили этот антикоррупционный орган другие действия – провокации взяткой: агент бюро под видом коммерсанта входит в доверие к чиновнику и предлагает ему взятку. Это не является каким-то массовым методом работы, однако огласки даже об одном таком случае оказалось достаточно, чтобы госслужащие в каждом предложении взятки стали подозревать провокацию правоохранителей.

И, несмотря на постоянную критику бюро со стороны оппозиционных политиков, граждане Польши высоко оценили работу антикоррупционеров – народный кредит доверия дает правоохранителям возможность работать и сегодня.

Дмитрий Науменко, аналитик Информкампании Stronger Together, отмечает, что для Украины первоочередным является очищение власти от старых кадров. Однако в условиях несформированной правовой культуры и нереформированных органов власти необходимым видится и наличие специализированного органа, который будет бескомпромиссно бороться за реализацию антикоррупционного законодательства. В Украине официально создано Национальное антикоррупционное бюро, однако первых результатов его работы еще стоит подождать.

Коррумпированные борцы с коррупцией

Упомянутый в начале статьи свежий коррупционный скандал в Запорожской области – действительно не совсем типичен. Он интересен скорее своей «курьезностью». По данным правоохранителей, депутат Мелитопольского городского совета Максим Зубарев и руководитель местной организации «Антикоррупционный комитет» (какая ирония судьбы!) Николай Коржилов через посредников вымогали 10 тысяч долларов у секретаря горсовета и и.о. мэра Мелитополя Сергея Минько за то, что оставят чиновника без своего «антикоррупционного» внимания. Своеобразная индульгенция. Это специфический постреволюционный вид коррупции – когда чиновнику или политику предлагают откупиться от «люстрации» и «расследований».

Однако подавляющее большинство вскрытых коррупционных действий в Запорожье и области по-прежнему касаются тендеров, государственных закупок, нечестных конкурсов и бизнесовой деятельности родственников и друзей действующих чиновников. Так, например, совсем недавно журналисты проекта «Наші гроші. Запоріжжя» выяснили, что 5 фирм, оказывающих разнообразные услуги в запорожском аэропорту: от заправки самолетов до обслуживания в баре – принадлежат членам семьи действующего и предыдущего директоров аэропорта.

В другом свежем случае, зафиксированном журналистами-расследователями, в техническую документацию на реконструкцию одной из больниц внесли пункт об установке диализного оборудования стоимостью около 16 миллионов. Вместе с тем, производители обычно его поставляют бесплатно, что и предлагали компании нашим властям. Пока вопрос с «дорогим бесплатным» оборудованием подвешен: власть оборудование не купила, а общественные активисты обратили внимание контролирующих органов.

Органы местного самоуправства

Юрий Сидоров, руководитель проекта журналистских расследований «Наші гроші. Запоріжжя», глава запорожской областной организации партии «ДемАльянс», в комментарии «Люстратору Запорожья» так оценил сегодняшнюю ситуацию с коррупцией в регионе: «За прошедший год стали гораздо меньше откат и вообще коррупционная маржа. Если раньше часто тендерные цены были выше рыночных раза в полтора, то сейчас процентов на 15. Вместе с тем ключевые игроки на рынке остались неизменными, собственно как и структура власти в регионе».

Наибольшими «элементами» коррупционных схем в Запорожской области Юрий Сидоров называет КП «Управление капитального строительства», департамент образования Запорожского горсовета, Запорожскую АЭС: «Через УКС проходят все строительные госзаказы города – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Через департамент образования ежегодно закупаются продукты питания и услуги для образовательных учреждений на несколько десятков миллионов гривен. Часто при этом цены завышены, а рынок неизменно делят несколько людей. (В отношении Раисы Чухрай, возглавляющей департамент ведется следствие по подозрению в хищении средств. – Прим. авт.) Запорожская АЭС ежегодно поглощает до миллиарда гривен. Ее стоило бы поставить на первое место, но она входит в структуры «Энергоатома», который часто и закупает оборудование. В свои лучшие годы «кормился на полях» АЭС в том числе и небезызвестный Анисимов. (Евгений Анисимов, бизнесмен и член Партии регионов, которого СМИ во времена Виктора Януковича называли «смотрящим» в Запорожской области, — Прим. авт.)

Екатерина, запорожский практикующий юрист в сфере хозяйственного права, начальник юротдела крупной запорожской фирмы (с филиалами по Украине и промышленным производством), делится своим опытом во взаимоотношениях бизнеса с различными органами власти в Запорожье: «В вопросах коррупции наиболее проблемными я считаю разрешительные органы, в том числе – органы местного самоуправления. На чиновников, входящих в «вертикаль власти», еще можно найти управу – хотя бы в виде вышестоящего органа. А органы местного самоуправления считают, что они – органы местного самоуправства, и никто им не указ».

Чиновники (или депутаты городского совета, если речь идет о депутатской комиссии) могут затягивать выдачу необходимого документа бесконечно, отмечает юрист. В зависимости от конкретного органа, тянуть с решением могут по формально законным причинам, а могут – и попросту игнорировать документы, поданные по всем правилам и в срок. Взяток вроде бы никто не просит. Однако бизнесмена как будто сразу же ставят перед фактом: он тут никому не интересен. И в таком положении предприниматель и его предприятие могут находиться несколько недель, месяц, несколько месяцев… Выходов остается немного: терпеливо ждать «у моря погоды», обратиться к более влиятельным «связям» или дать взятку.

«Также на вершине «антирейтинга» — милиция, — считает наша собеседница. – За деньги можно открыть дело против конкурента, за деньги можно избежать открытия дела. За деньги можно развалить дело против своего предприятия… Особенно если это дело открыли специально, чтобы его закрыть за «вознаграждение». У людей в погонах есть большой ассортимент «услуг» и большой выбор методов «заработка».

Хотя в Украине по своему резонансу с судебными скандалами могут «соревноваться» разве что тендерные и закупочные схемы, на местном уровне суды вызывают куда меньше претензий. Во всяком случае, в том, что касается взяток. У судебной власти на местном уровне другие проблемы: низкая квалификация судей и административного персонала, непрозрачная жеребьевка судей, явное отсутствие независимости в политических процессах…

Нулевая толерантность

Запорожские предприниматели и представители бизнеса, не являющиеся публичными людьми или хотя бы общественными активистами, согласились общаться о коррупции в городе только на условиях анонимности. Что само по себе симптоматично: при объявленной широкой антикоррупционной кампании бизнесмены предпочитают занять выжидательную позицию.

Тем не менее, и они в первую очередь кивают на разрешительные инстанции органов местного самоуправления – от районных администраций до мэрии: мол, кое-где без конверта с деньгами и торговую палатку не установишь.

Даже отказавшись говорить о проблеме коррупции в открытую в СМИ, большинство опрошенных бизнесменов склонны считать, что первым шагом на пути преодоления коррупции является… нулевая толерантность со стороны самих граждан. То есть чтобы каждый случай вымогательства или иного проявления коррупции приводил сначала к заявлению в соответствующие органы и при необходимости – к следственным действиям и суду. Вторым важным фактором в борьбе с коррупцией предприниматели считают создание объединений, которые могли бы контролировать деятельность органов власти и при необходимости защищать интересы своих членов.

В Запорожье крупные объединения предпринимателей существуют. Также отдельно существуют и организации, проводящие мониторинг госзакупок, тендеров, работы разрешительных органов и т.д. Однако большим недостатком и одних, и других является их политизированность, от чего контроль и мониторинг показывают слегка искаженные результаты.

Совершенно предсказуемо в общении с нами рядовые запорожцы, не ведущие собственный бизнес, как на главные коррумпированные институты указывали на сферы медицины, образования, МВД (конкретно – «гаишников»), то есть на те сферы, где рядовой украинец сталкивается с коррупцией в повседневной жизни.

Тревожный, хотя и далеко не новый тренд – если свои «взаимоотношения» с «гаишниками» все наши собеседники однозначно называли коррупционными, то в отношении «дополнительных сборов» в школах и больницах половина респондентов высказывалась нейтрально – они считают платное образование и платную медицину свершившимися де-факто, но не де-юре.

При этом антикоррупционные рецепты простых горожан куда радикальнее, чем предложения предпринимателей: ужесточение наказания за взятки, показательные и публичные судебные процессы.

24.09.2015 09:10


Об Авторе

Александр Чубукин