Новости, Новости компаний

Открыто производство по восстановлению платежеспособности ЗАЗ

Открыто производство по восстановлению платежеспособности ЗАЗ

4 декабря 2018 года Хозяйственный суд Запорожской области начал рассмотрение дела о восстановлении платежеспособности ЧАО «Запорожский автомобилестроительный завод». Причина – невозможность продолжать полноценную производственную деятельность в крайне неблагоприятных для отечественных промышленных предприятий условиях и, как следствие, выполнить взятые на себя ранее кредитные обязательства.

Критическая ситуация, в которой ЗАЗ находится уже несколько лет, обусловлена рядом политико-экономических и финансовых факторов. Прежде всего, это отсутствие государственной стратегии развития промышленности, потеря внешних рынков сбыта и беспрецедентное падение внутреннего рынка новых автомобилей в результате массового безналогового ввоза подержанных машин из Европы. Ситуация усугубляется также экспансией дешевых автомобилей из стран постсоветского пространства, субсидирующих развитие собственного автопроизводства и предлагающих украинским потребителям новые автомобили по цене ниже себестоимости – в нарушение правил ВТО.

Ключевым финансовым фактором стала стремительная девальвация национальной валюты, которая привела к тому, что задолженность по долгосрочным долларовым кредитам, использованным на техническое перевооружение производства, автоматически возросла в несколько раз. В ходе переговоров с кредиторами, которые ведутся с марта 2015 года, ЗАЗу удалось достигнуть ряда договоренностей о реструктуризации задолженности и отсрочке выплат. Однако в условиях практически полной остановки производства это не решает проблему погашения общего долга.

«Достигнутые с кредиторами договоренности не решают проблему, а консервируют ее,пояснил Председатель правления ЧАО «Запорожский автомобилестроительный завод» Николай Евдокименко.Для возобновления производства легковых автомобилей, для запуска нового необходимы деньги или партнеры. При этом договором с одним из кредиторов – АО «УКРЭКСИМБАНК», прямо предусмотрен запрет на привлечение партнеров и инвесторов, создание совместных предприятий, смену направлений деятельности, подписание кредитных договоров и любые другие действия, направленные на привлечение финансирования – до погашения заводом задолженности по кредиту. В таких условиях очень сложно найти выход для предприятия».

Несмотря на тяжелое финансовое положение, ЗАЗ не имеет текущей задолженности по заработной плате, коммунальным и фискальным платежам. Все обязательства перед партнерами и поставщиками выполняются в полном объеме и в срок. ЗАЗ и сегодня может производить до 150 тысяч легковых автомобилей в год: предприятие располагает современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом, прошло несколько этапов глубокой модернизации производства и оптимизации затрат.

«Мы сделали для спасения предприятия все, от нас зависящеекомментирует Николай Евдокименко.На протяжении нескольких лет материнская Корпорация УкрАВТО предоставляла ЗАЗу дополнительное финансирование, общая сумма которого на сегодня составила более 420 млн. грн. Однако масштаб проблем таков, что справиться с ними усилиями менеджмента и материнской компании – без системных решений властей – невозможно».

 «Остановка крупных промышленных предприятий, к сожалению, стало типичным для Украины явлением: сначала прекратил свое существование ЛАЗ, обанкротился КрАЗСЗ, в октябре стало известно о банкротстве КрАЗа, теперь процедура восстановления платежеспособности начата в отношении ЗАЗа, – отметил Олег Папашев, заместитель Главы правления Корпорации УкрАВТО по производству. – Мы не раз обращались к властям с просьбами обратить внимание на ситуацию в промышленном секторе, помочь предприятиям справиться с последствиями кризиса и не разрушать окончательно среду, позволяющую развивать производство в Украине. Остается только сожалеть, что все наши обращения остались без внимания, и многолетние усилия менеджмента и материнской компании по спасению производства и его восстановлению в прежних масштабах не увенчались успехом. Надеемся, что в ходе судебной процедуры кредиторами будут приняты конструктивные решения, и после финансовой санации ЗАЗ сможет продолжить свою производственную деятельность. Это единственно правильный путь, и закон позволяет это сделать».

05.12.2018 10:51

Об Авторе

Александр Чубукин