Новини, Суспільство

Турецкая галера или нет: запорожские экспедиторы сообщили о своей находке

Турецкая галера или нет: запорожские экспедиторы сообщили о своей находке
11.06.2018 09:36

34962581_1012637825557276_7153095854839037952_oЗапорожские гидроархеологи, которые отправились на экспедицию в сторону Херсона, сообщили о том, что их предположения о турецкой галере на дне Днепра были ошибочными. 

Об этом в соцсети написал Дмитрий Кобалия, руководитель экспедиции:

ГАЛЕРА ИЛИ НЕТ?

Однозначно это не галера. Те работы, которые мы провели за первую неделю экспедиции, указывают на это. Судно имеет большие разрушения по левому борту и до сих пор непонятно, какой была кормовая часть, хотя, вероятно, она имела транец. В настоящий момент актуальные размеры таковы: длина — не менее 37 метров (как раз как две наши бригантины), ширина — не менее 8 метров. Днищевая часть однозначно плоская, как на байдаке, привезенном на Хортицу в 2010 году. Собственно говоря, конструкция судна практически не отличается от байдака. Поэтому кому интересно, о ней можно почитать в «Истории на шпангоутах».

Такие лодки строились от днища, которое сшивалось из сосновых досок (в данном случае 100 мм). Сами доски соединялись деревянными нагелями. Затем на них устанавливались массивные балки флоров. После этого плоская часть изгибалась с помощью натяжения каната и в таком виде дополнялась сначала шпангоутами «ботями», а потом поясами бортовой обшивки. Похоже поясов обшивочных досок было не менее четырех. Обшивочные доски были тоньше днища но весьма массивные и также сосновые. «Боти» делали как из сосны, так и дуба. Нос представлял собой массивную наклоненную вперёд балку со шпунтовыми вырезами. Пояса обшивки конопатили мхом и запирали тонкими планками на скобках. Борта снаружи, а днище изнутри.

Сразу отметим, что суда такого типа использовались в разных странах, в том числе в Украине и Турции. Чаще на реках как грузовые плавсредства. Иногда как портовые вспомогательные суда, когда глубоко сидящие корабли не могли зайти в порт. Их могли использовать и в военных целях, например как плавучие батареи.

Наше предположение о галере было ошибочным, так как основывалось на пропорциях. В 2010 году мы приняли торчащие из песка флоры за шпангоуты левого борта. Оказывается это была только середина судна! Но даже если это и не галера, памятник от этого не становится менее ценным. Работы продолжаются и самое интересное впереди!

ЗЫ: плоскодонные галеры тоже существовали)

Напомним, что запорожцы отправились в экспедицию, чтобы определить, что находится на дне Днепра в районе Херсона. В 1997 году дайверы случайно обнаружили подводный деревянный корабль в одной из проток Днепра ниже Херсона. Одно время там проводили работы херсонские музейщики, затем хортицкие гидроархеологи. Но такая находка не могла остаться без внимания. Теперь, когда появился меценат, смогли полноценно исследовать памятку, определить к какому времени она относится и из-за чего галера пошла на дно.

11.06.2018 09:36


Об Авторе

Александр Чубукин