Новини, Эксклюзив

Женщины VS мужчины: о ком пишут и у кого берут комментарии запорожские медиа

Женщины VS мужчины: о ком пишут и у кого берут комментарии запорожские медиа
10.04.2017 13:13

Business people writing on notepadПо результатам гендерного мониторинга местных изданий запорожская журналистика, наряду с Волынской, Ровенской и Днепропетровской, заняла первое место в рейтинге гендерной чувствительности украинских СМИ. Однако это не означает, что ситуация идеальна и ничего уже не нужно менять.

В общем проанализированы 3920 публикаций. Их оценки осуществлялось по нескольким критериям: присутствие женщин и мужчин как экспертов / эксперток и героинь / героев, наличие гендерных стереотипов и сексизма, использование феминитивов для обозначения должностей / видов деятельности женщин.

Согласно полученным данным, в печатных СМИ Запорожья героинь и эксперток в публикациях в три раза меньше, чем героев и экспертов. Самый высокий показатель присутствия женщин, чье мнение считается экспертным зафиксировано в материалах на медицинскую (61%) и образовательную (53%) тематики, а также — волонтерство (45%) и войну (44%). При этом в военной тематике в роли эксперток (тех, кто комментирует) выступают матери / жены воинов АТО.

 

1

Почти половину от общего количества экспертов и эксперток — 48% — представляют женщины в материалах рубрики «Другое», которые сообщают о преступлениях и являются свидетелями ДТП. Почти столько же женщин (43%) является героинями этой рубрики. Обычно они являются жертвами семейных конфликтов, мошеннических действий и ДТП, которые совершают мужчины. Больше героев в публикациях на темы волонтерства (56%), образования и науки (54%) и медицины (42%), меньше всего — политики, экономики / бизнеса (по 11%) и войны (17%) . Это является отражением не только поведенческой модели общества, но и стереотипного образа мировосприятия, в том числе и журналистами / журналистками как представителями и представительницами этого общества.

В интернет-изданиях материалы на образовательную тематику комментируют преимущественно женщины (67%), они же являются и героями таких публикаций (70%). Это обычно учительницы, ученицы и студентки. Мужчины-эксперты — это директора школ и преподаватели. В 60% ситуаций мнение женщин спрашивают, описывая развлечения и хобби (60%) (в частности, много внимания уделялось игре «Синий кит»), волонтерство (50%), а также войну (40%), где женщины обычно являются матерями или женами участников АТО. В редких случаях встречаются экспертки в спорте (всего 4%), значительно больше, но недостаточно — в политике (23%) и культуре (24%). Малый процент женщин этих сферах, а также в экономике / бизнесе, спорте, войне и как героини публикаций.

2

Сферу политики обычно представляют женщины-депутаты местного уровня, а также Юлия Тимошенко, Валерия Лужковская и Марина Порошенко, а культуры — актрисы.

В общем много материалов не персонализированные, информация подана со ссылкой на пресс-службы определенных институтов (мэрии, прокуратуры, «Запорожгаза»).

Феминитивы в запорожских медиа — очень распространенное явление, даже несмотря на то украино или русскоязычное издание. Больше всего их зафиксировано в газете «Запорожская правда» и на сайте «061.ua». В подавляющем большинстве феминитивы принятые для обозначения профессий и занятости женщин в социальной и спортивной сферах — активистка, волонтер, спортсменка, легкоатлетка, заведующая библиотеки, студентка, реже — на определение руководящих должностей.

Часто, говоря о женщине, журналисты одновременно используют названия должностей/занятости в мужском (официальное название) и женском роде, хотя в обоих случаях возможно использование феминитивов.

Если в одних случаях форма мужского рода для названия должностей пока официальная в деловой речи, то в других спокойно можно употреблять феминитив, а его отсутствие абсолютно неоправданное.

В целом в запорожских медиа прослеживается положительная тенденция употребления феминитивов (36%), однако часто их отсутствие абсолютно неоправданное, и не только в украиноязычных текстах (ведь феминитивы — органическая составляющая украинского языка), но и в русскоязычных. Несмотря на это, запорожскую журналистику нельзя считать абсолютно гендерной чувствительной, однако по сравнению с медиа других областей она занимает лидирующие позиции.

10.04.2017 13:13


Об Авторе

Александр Чубукин