Запорожский автомобилестроительный завод наращивает темпы производства автобусов: так, спрос на модели ЗАЗа растет не только на рынке Украины, но и за рубежом.
Об этом стало известно из спецпроекта БизнесЦензор и УкрАВТО, передает Портал Акцент.
О модельном ряде автобусов ЗАЗ, их производстве, спросе на украинском рынке и перспективах экспорта — подробно в материале Портала Акцент.
Спрос на автобусы ЗАЗ: перспективы
Предыстория. Украине после 2014 года открыли импорт бывших в употреблении авто и машин с евро номерами, а уже в 2019 и 2020 годах произошел бум регистрации поддержанного импорта. Все это сильно отразилось на украинском авторынке: так, объемы производства легковых машин в стране резко упали.
Несмотря на это, спрос на автобусы в Украине не уменьшился настолько сильно: напротив, интерес к продукции стал возрастать.
Учитывая все предпосылки, Запорожский автомобилестроительный завод в перспективе решил сделать акцент на производстве автобусов.

Рост спроса. Как ранее сообщал Акцент, всего до конца 2021 года на мощностях автозавода планируется произвести около 160 автобусов различных модификаций: при этом, производственные мощности позволяют выпускать до 2000 автобусов в год. Локализация в производстве автобусов составляет 35%. Кроме Запорожской области, где поставляются школьные автобусы, также технику ЗАЗа уже заказывают в Черниговской области, поставляется техника в Польшу. Завод в данное время принимает участие в тендере в Черкасской области. Также как рассказал «Акценту» зампредпавления Евгений Евдокименко, автобусами ЗАЗ заинтересовались в Тернополе, также начинают покупать технику и крупные предприятия для своих нужд.
Кроме того, в мае 2020 года ЗАЗ выиграл тендер коммунальной организации по обеспечению образовательных учреждений Запорожской области на закупку 30 школьных автобусов, а в июле 2021 года — для той же организации — тендер на поставку еще 20 автобусов.
Также, в декабре 2020 года, ЗАЗ стал первым украинским заводом, который получил сертификат Евро-6, позволяющий экспортировать автобусы во все страны Евросоюза.
В августе 2021, по условиям тендера, ЗАЗ передал объединенным территориальным громадам (ОТГ) Запорожской области последнюю партию автобусов А08.
«Но самое главное – экспортный потенциал. Украина экспортирует автобусы в Грузию, Казахстан, Азербайджан», — отметили БЦ.
Автобусы ЗАЗ: какие модели производит завод
Запорожский автомобилестроительный завод, в отличии от других заводов Украины, разработал собственные конструкции для нескольких моделей.
«ЗАЗ освоил производство автобусов А08 малого класса в трех исполнениях, автобуса среднего класса А09 на шасси Мерседес и низкопольного автобуса А10 с несущим кузовом. Также ведется разработка большого городского низкопольного автобуса А18», — рассказывает председатель правления ЧАО «ЗАЗ» Николай Евдокименко.
Так, модельный ряд ЗАЗа включает:
А08

А08 является основной моделью. Производят его в трех модификациях: «город», «пригород» и «школьный».
Длина автобуса — 7,8 метров. Установлен дизельный двигатель китайской компании Weichai. В зависимости от модификации, установлено от 28 до 31 сидячих мест с ремнями безопасности. Автобус соответствует Государственным стандартам Украины.

На сегодня заводом реализовано более 50 школьных А08 в Украине.
А10

А10 –это низкопольный городской автобус длинной более 8 метров, с 24 сидячими местами. Может вместить до 60 пассажиров. В автобусе есть автономное отопление, предусмотрены пандус, место для инвалидной коляски, а также возможность оборудовать автобус кондиционером, информационной системой и видеонаблюдением салона.
А09

В Запорожье на мощностях ПАО ЗАЗ планируют наладить производство пассажирских автобусов под брендом Merсedes.
Об этом ранее уже рассказывал Портал Акцент. Так, сейчас новый 9-ти метровый автобус А09 уже прошел сертификацию для рынка Украины и находится на дорожных испытаниях.
«Он (автобус — ред) уже сертифицирован для рынка Украины, проходит дородные испытания, примерно 50 тыс км пробега. За это время мы должны закончить подготовку производства и пройти аудит «Мерседеса». Это специальная процедура — мы должны подтвердить производителю, что мы соответствуем всем требованиям, и тогда вместо эмблемы бренда ЗАЗа появится эмблема Merсedes. И тогда автобус автоматически попадает в сеть продаж «Мерседеса» в нашем регионе — Европа и часть Азии аж до Казахстана», — рассказал Евдокименко.
Ниже можно посмотреть видео Портала Акцент: в нем показано, как собирают автобусы на ЗАЗе.
Портал Акцент также сообщал о том, что модель, собираемая на Запорожском автомобилестроительном заводе, вошла в ТОП-6 финалистов конкурса «Лучших автомобилей для покупки в Европе»: ее стала Renault Arkanа, которую собирают на ЗАЗ.