Запорожский аэропорт: какое будущее его ждет (ИНОГРАФИКА)

19692451_1998887910335187_190798284_nК 2030 г. украинский пассажиропоток вырастет вдвое и станет больше, чем в соседней Польше. Благодаря устойчивому экономическому росту украинцы станут более мобильными, и будет летать уже каждый второй гражданин нашего государства (в 2017-м — лишь каждый 20-й). Об этом сообщает  zn.ua, предает ПІК.

181075

Авиатранспорт в Украине стоит на месте последние 25 лет. Большая часть аэропортов нуждается в реконструкции. По данным Международного совета аэропортов, украинцы — одна из наименее летающих наций Европы. На сегодняшний день услугами авиаперевозок пользуются менее 5% жителей Украины.

20170724145504-ee0dc655da02e88747edcd64313856a3-e1500971086963

Сравнивая ставки сборов в аэропортах Львов и Краков, Харьков и Каунас, Борисполь и Варшава за взлет и посадку, коммерческое обслуживание одного пассажира и сверхнормативную стоянку, следует отметить, что аэропортовые сборы в Украине не меньше, чем в странах ЕС. Более того, по некоторым позициям они даже превышают европейские.

181077

Существующие стратегии развития авиационной отрасли в Украине не отражают экономическую целесообразность тех или иных мер и инструментов обеспечения постоянного развития инфраструктуры аэропортов, поэтому необходимо реализовать следующие предложения.

1. Разработать стратегию развития авиационной отрасли Украины до 2030 г. Эта стратегия должна включать в себя четкие цели, сроки выполнения, ответственные за результат институты и ресурсы, которые нужно обязательно прописать в государственном и местных бюджетах (50%). Еще 50% необходимо привлечь от частных инвесторов. Следует просчитать экономический эффект от предложенных мер для Украины на макроэкономическом уровне, а также для всех стейк-холдеров этой стратегии. Стратегия должна быть не декларативной, а аналитической, с просчетом последствий ее внедрения.

2. Стимулировать привлечение частного капитала к управлению аэропортами. Аэропорты, как и другие объекты инфраструктуры, нуждаются в частном капитале, участие которого повышает рентабельность их деятельности. В свою очередь, инвестор должен понимать законодательные основы, которые позволят ему вести бизнес на прозрачных и честных условиях. В контексте данной меры при условии привлечения иностранных инвесторов необходимо сначала разработать и реализовывать экономическую программу развития Украины до 2030 г. и внедрить действенные механизмы государственно-частного партнерства.

3. Разработать маркетинговую стратегию продвижения аэропортов Украины. Необходимо отдельно обратить внимание на отсутствие маркетинговой стратегии продвижения аэропортов Украины в Европе и мире. Не будет никакого эффекта от участия в международных авиационных мероприятиях, если в них будут принимать участие отдельно взятые аэропорты, а не государство в целом. Любому инвестору намного интереснее увидеть общеукраинскую картину перспективных объектов авиационной инфраструктуры и связанных отраслей, чем говорить об инвестировании в отдельно взятый аэропорт. Поэтому настаиваем, что МЭРТ, МИУ, Госавиаслужба и “Украэрорух” должны работать сообща в направлении участия и продвижения украинской авиации в мире.

4. Активизировать пограничные проекты для развития региональных аэропортов. Уже на сегодняшний день проекты регионального развития охватывают большинство сфер жизни украинцев. Необходимо активизировать развитие региональных аэропортов по этому направлению.

5. Реконструировать аэродромы Украины. Чтобы успевать за постоянным увеличением пассажиропотока, украинским аэропортам нужна периодическая глубокая модернизация. Идеально — закрыть вопрос с реконструкцией аэродромов на 20–25 лет, переходя на цементобетонные монолитные покрытия. Также следует расширять (“Борисполь”) и строить с нуля (большинство региональных аэропортов) новые терминальные комплексы по технологиям пространственных конструкций. Следует отметить, что в Украине существует утвержденная в 2016 г. “Государственная целевая программа развития аэропортов на период до 2023 г.”, предусматривающая финансирование развития аэропортов на протяжении этого времени в размере
8,7 млрд грн (тогда как, по оценкам UIF, необходимо от 11 до 13 млрд грн на протяжении 1,5 лет).

6. Внедрить комплексную стратегию управления неавиационными доходами аэропортов Украины. Рост пассажиропотока в Украине приводит к повышению спроса на услуги в аэропортах, которым следует увеличить неавиационные доходы, такие, как аренда площадей, услуги гостиниц, развлечения для транзитных пассажиров, почтовые и логистические услуги и т.п. В этом вопросе будет актуальной также разработка мобильных, онлайн-сервисов аэропортов для монетизации неавиационных доходов.

7. Улучшить эффективность управления персоналом в аэропортах Украины. Повысить производительность труда персонала, одним из решений является внедрение законодательства ЕС по совмещению профессий (опыт Норвегии). Подобная мера поможет обеспечить весомую экономию средств.

 

 

Александр Чубукин
Редактор