Мнение: что делать с капитальным ремонтом многоквартирных домов в Запорожье
8:25 7 Травня, 2018

Последние годы в Запорожье все более остро ощущается проблема состояния жилого фонда. На сегодня в Запорожье насчитывается более 60 разрушающихся многоквартирных домов. При этом средств городского бюджета, выделяемых на капитальные ремонты, катастрофически не хватает. Не запущены пока еще и альтернативные программы, такие как софинансирование для домов ОСМД.
Наиболее ярким примером здесь является история с домом по б. Шевченко, 42, который в начале марта 2018 года начал разрушаться буквально в прямом эфире. За два месяца полностью процессы разрушения так остановлены и не были, а жителим ноготрадального дома готовят милионные иски к мэрии на возмещение причиненного ущерба. 26 апреля перед сессией Запорожского горсовета состоялся масштабный митинг жителей Запорожья, где одним из требований было увеличить бюджетное финансирование сферы ЖКХ.
О проблеме капремонтов, ее причинах и вариантах решения рассказал у себя на странице в Фейсбук депутат Запорожского городского совета Виталий Рябцев, который и был одним из организаторов митинга у стен мэрии.
Одной из главных проблем ЖКХ г. Запорожье, как и Украины в целом, является плохое техническое состояние многоквартирного жилого фонда.
Почему сложилась такая критическая ситуация?
Немного истории вопроса.
Наиболее высокие темпы массового жилищного строительства были достигнуты в СССР в 50-80 годы прошлого века. Начиная с 1956 года в СССР вводилось в эксплуатацию не менее 95 млн. кв. м. жилья, а наибольший результат жилищного строительства был достигнут в конце 80-х годов – более 120 млн. кв. м.
В те годы государство решало задачу обеспечения жильем миллионов жителей, которые остались без крыши над головой после 2 мировой войны.
Также активно происходил процесс урбанизации с переселением миллионов сельских жителей в города. Не забываем и о естественном росте населения.
Поэтому как никогда актуально в те годы стоял вопрос обеспечения городских жителей массовым и относительно недорогим жильем.
Неудивительно, что основной упор в те годы дешевых энергоносителей делался не на качестве жилья и энергосбережении – а прежде всего на объемах сдачи жилого фонда в эксплуатацию, а также снижении себестоимости одного квадратного метра жилья.
При этом, достаточно много было построено временного жилья (вагончики, бараки, военные городки и т. д.), а срок службы постоянного жилья устанавливался на уровне 50-100 лет. О том, что делать после окончания срока эксплуатации жилья, а также как продлить срок жизни домов, в те годы задумывались разве что научно-исследовательские институты и академии. У государства других проблем хватало.
В результате активного строительства острота жилищной проблемы была снята, а миллионы советских граждан получили заветный ордер на квартиру.
После распада СССР произошел обвал строительства жилья в Украине и на прежние темпы строительства выйти так и не удалось.
Нетрудно посчитать, что с середины двухтысячных годов жилой фонд Украины массово начал преодолевать заложенные при его строительстве сроки службы. Ситуацию усугубляет то, что из года в год не выполнялись необходимые объемы текущих ремонтов жилого фонда, а капитальных ремонтов многие дома не видели и вовсе ни разу в жизни.
Что мы имеем на сегодня в г. Запорожье.
– в г. Запорожье в очереди на получение жилья стоит более 15 тыс. человек. При этом, очередники делится на 3 вида: внеочередные, первоочередные и просто люди, имеющие по закону право на получение жилья.
Данная очередь практически не продвигается. Жилье городом выделяется в первую очередь сотрудникам правоохранительных органов (милиция, прокуратура, СБУ и т. д.), а также работникам жилищно-коммунального хозяйства. Новое социальное жилье практически не появляется.
– многие люди до сих пор проживают во временном, ветхом и аварийном жилье (около 7% домов), а попросту – в бараках, через дырявые крыши которых в буквальном смысле можно наблюдать звездное небо.
– более трети жилых домов имеют степень износа более 80%.
При этом самая плачевная ситуация – с лифтами, кровлями и сетями воды и канализации. Более 60% лифтов представляют угрозу жизни жителей дома и их обязаны попросту остановить.
Согласно всем строительным нормам подавляющее большинство запорожских домов подлежит немедленному капитальному ремонту. Минимальная цена вопроса по самым скромным подсчетам начинается от 5 млрд. грн.
– новое жилье в городе практически не строится. Строительная отрасль много лет находится в стагнации и упадке. Ипотечное кредитование замерло и не оживало с 2008 года.
А где брать деньги на решение проблемы?
А здесь начинается самое интересное.
Снова вернемся немного назад. В 1992 году был принят Закон «О приватизации государственного жилищного фонда». Это позволило миллионам гражданам Украины приватизировать квартиры, в которых они были прописаны. В результате миллионы украинских граждан бесплатно получили право собственности на квартиры.
При этом вопрос с правом собственности на жилой дом в целом был решен половинчато: с одной стороны, жилой дом принадлежит совладельцам (собственникам квартир и нежилых помещений), с другой стороны – многоквартирные дома в г. Запорожье до сих пор находятся на балансе города, а вернее в хозяйственном ведении КП «Наше мисто».
В настоящее время есть 2 полярные точки зрения на то, кто должен финансировать капитальный ремонт жилого фонда.
Одни говорят: дом принадлежит совладельцам. Собственность обязывает. Ремонтировать дом обязаны собственники – то есть жители. Как аргумент приводятся жители частных домов, которые сами ремонтируют свои крыши.
Другие говорят: да, безусловно, дом принадлежит совладельцам. Однако, нормы ст. 10 Закона о приватизации говорят о том, что предыдущие собственники, которые владели домами до момента приватизации, обязаны принимать участие в финансировании их ремонта и содействовать в организации его проведения.
Как мне кажется, истина, как всегда, находится посередине.
Во-первых, у собственников дома попросту нет и никогда не будет таких денег, чтобы полностью профинансировать капремонт.
Все теоретические расчеты из серии: берем стоимость ремонта/делим на квадратные метры жилья/делим на количество месяцев срока службы и получаем условные 20-60 грн. в месяц с одной квартиры несостоятельны, поскольку делать ремонт нужно уже здесь и сейчас, копить деньги времени нет – а кредитные ресурсы очень дороги и недоступны для большинства жителей. Около 50% жителей настолько малообеспеченные, что не в состоянии даже платить за текущее содержание дома и получают субсидии. К тому же, на малых домах даже такая занимательная арифметика «не пляшет».
Во-вторых, нельзя до бесконечности просто брать из городского бюджета сотни миллионов и бесплатно делать капитальные ремонты домов. На это не хватит средств в бюджете, жители это не ценят и принимают как должное. А самое худшее, отсутствует механизм накопления средств на последующие ремонты, а значит – проблема не решается, а только переносится на потом.
Выход есть!!!
На мой взгляд, жилищную проблему в г. Запорожье необходимо решать комплексно с обязательным участием государства.
В первую очередь государство в лице МинЖКХ обязано оказать жителям методологическую помощь – разработать государственную жилищную Программу с прицелом на повышение энергоэффективности жилья.
Во-вторых, государство должно содействовать привлечению под госгарантии длинных и дешевых кредитов от международных финансовых организаций на условиях софинансирования. Например, 5% денег дают жители, 15% городской бюджет, 15% областной, 15% государственный и 50% – кредит на льготных условиях. Проценты условные.
Гораздо логичнее вкладывать бюджетные средства в капремонт и термомодернизацию, чем выделять по 70 млрд. грн. в год на субсидии.
И уж тем более, гораздо более мудро и практично сберечь то, что есть – вместо того, чтобы потом расселять за счет государства людей, оставшихся без крыши над головой, и решать другие вытекающие из этого социальные проблемы.