Вклад Марии Монтессори в педагогику и особенности ее методов обучения

0_15052f_f94422e5_origИнтернет кишит статьями о гуманистической педагогике М. Монтессори, методах Вальдорфской школы и других нестандартных методах обучения, которые либо частично, либо полностью взяли на вооружение и другие заведения для подрастающего поколения. В этой статье мы поделимся информацией о гуманистической педагогике Марии Монтессори и расскажем, чем ее система заслужила мировое признание и благодаря чему ее идеи разлетелись, как ласточки, по всему миру, стали необычайным открытием для целого общества.

    Мария Монтессори известна как психолог и психиатр, педагог, детский врач и инициативный, активный исследователь, вечно вовлеченный в процесс и страстно жаждущий новых открытий. Благодаря собственному широкому кругозору, увлеченности религией, философией, медициной и искусством, Монтессори создала необычайную смесь, позднее изложенную в своей фундаментальной работе “Педагогическая антропология”, синтезировала и увековечила в своих гуманистических идеях педагогики.

    Родившаяся в Италии в семье, чтившей религию и поддерживающей неукоснительный порядок и жесткую строгость во всех сферах жизни, Мария Монтессори вырвалась из “замкнутого круга”, сделала то, что, казалось бы, ее жизненный путь никак не предполагал. Педагог-ученый стала первой в Италии женщиной – доктором медицины, но и на этом не остановилась развиваться и развивать других. Мария Монтессори создает школу для умственно отсталых детей, а позднее и институт, где применяет такой дидактический материал, который позволил учащимся там учиться так же, как учатся и люди с нормальным умственным развитием. Позднее применяемые ею дидактические материалы вошли в так называемый “золотой” фонд уникального педагога. Прошедшая в 1900 году олимпиада В Риме для учащихся начальных школ стала большим открытием для окружающих: ученики из школы Марии Монтессори превзошли результаты обычных учащихся, в результате чего устраивали проверки и множественные перепроверки, но все безрезультатно – результаты невозможно было опровергнуть. Увиденное в процессе этой олимпиады ученые называли “чудом”; о методах педагога заговорили во всем мире.

     В чем же основополагающая педагогических идей Марии Монтессори? Прежде всего, педагог пыталась выстраивать все процессы на наблюдении за развитием ребенка в естественных условиях. Как это? Развитие происходило в естественном русле, поскольку Монтессори хотела видеть ребенка таким, каким он есть, а не таким, каким его сделали навязанные обществом понятия о морали и необходимых социуму целях в жизни. Много времени уделялось общению с родителями или опекунами. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори также тесно связана с природой, в каких тесных связях с природой находились и ее воспитанники.

    Монтессори на протяжении всей своей деятельности посетила множество школ, наблюдая за детьми, и все чаще испытывала горькое разочарование, недоумевая, как можно ожидать от ребенка какого-либо развития, если тот должен выполнять – и выполняет – все движения на автомате, подобно роботу, а не так, как видит сам или как ему хотелось бы совершать это действие. Именно это стало толчком к внедрению в собственную педагогику идеи о свободном развитии.

    Магазин развивающих игрушек в Украине Kidobo предлагает широкую линейку литературы по гуманистической педагогике Марии Монтессори. На сайте Вы также найдете множество игрушек, что способствуют развитию Вашего чада.

Олександр Чубукін
Редактор