Подбор, пригон и растаможка: что надо знать о покупке авто из-за границы (ИНТЕРВЬЮ)

Если еще год назад на улицах ездили автомобили на еврономерах и в спорах о стоимости растаможки б/у авто речь шла исключительно о Европе, то сегодня нередко приводится пример Грузии. И это не удивительно, ведь таможенное законодательство этой страны довольно-таки либеральное и ставки пошлины невысокие.

После введения льготного акциза на подержанные автомобили некоторые украинцы обратили внимание на авто из Грузии и даже начали их ввозить. Появились даже фирмы-посредники, за определенную плату помогающие найти машину на грузинском авторынке и оформить её покупку надлежащим образом. Мы пообщались с Олегом Кичуком, владельцем фирмы по подбору, пригону и растаможке авто, и узнали о всех нюансах покупки автомобиля заграницей.

Скажите, как давно вы этим занимаетесь и с чего все началось?

-Занимаюсь 2 года. Начал с того, что захотелось приобрести себе хороший автомобиль за адекватную цену. Поехал в Польшу, купил себе первый автомобиль, приехал сюда, в Украину, выгодно продал его и так зародилась идея бизнеса.

Сложно ли было начать?

-Конечно. По началу ничего не понятно: где искать автомобили, чужая страна, незнакомый язык. Сталкивались со сложностями, но всё получилось.

Сейчас все больше и больше машин везут из Грузии, чем с Европы. Чем это обусловлено?

-Да, действительно, сейчас больше машин завозят из Грузии. Это обусловлено тем, что битые и поврежденные автомобили, которые продаются с американского аукциона, в Грузии проще, быстрее и дешевле отремонтировать. Их можно покупать, как напрямую из Америки, так и в Грузии. Но преимущество Грузии в том, что там более дешёвая растаможка, рабочая сила, дешевле детали и сама процедура растаможки там дешевле. У грузин есть право не растамаживая автомобиль, в течении 3 месяцев отремонтировать его и продать, не тратя лишние деньги на растаможку. Они активно пользуются этим правом и выгодно перепродают в другие страны эти автомобили через реэкспорт. В Украине можно делать тоже самое, но приходится очень долго ждать автомобиль, пока он придет из США, это порядка 2 месяцев. Детали здесь дороже, рабочая сила дороже, растаможка очень дорогая, поэтому мы сделали выбор в пользу Грузии, так как это объективно быстрее, выгоднее и сама поезда в Грузию достаточно приятная.

Чем для вас отличается работа с европейскими автомобилями от работы с автомобилями из Грузии? Возможно, есть разница в самой процедуре подбора и покупки авто?

-Сама процедура одинаковая. Однако, как я уже говорил, автомобили из Грузии – это авто, проданые на американском аукционе. И так как они до этого были повреждены, то на аукционе указывалась цена проданного автомобиля, как битого, то есть более дешевле, чем это был бы отремонтированный автомобиль. А так как наше законодательство начисляет налоги от рыночной цены автомобиля, если пригонять автомобиль из Европы, то получается, что таможенная служба оценивает его по среднеевропейской цене. Если мы возьмем, к примеру, немецкий автомобиль Volkswagen Passat, который в Европе будет стоить в среднем 10 тысяч евро, то такой же автомобиль из Грузии – Америки, будет оценен в сумму 3-4 тысячи долларов. Вся разница в том, что заплатить 30% налогов от 10 тысяч евро или от 3-4 тысяч долларов. И в этом выгода.

Где проще найти автомобиль?

-Дело в том, что в Европе есть несколько площадок по продаже автомобилей. На сегодняшний день самой популярной является рынок автомобилей в Литве, самый большой. Литва стала такой себе европейской свалкой поддержанных автомобилей, куда со всей Европы свозят машины. Но, несмотря на это, приходится ездить по нескольким крупным рынкам в стране, это в 3 разных городах и по частникам. И это вызывает определенные трудности с передвижениями, так можно кататься очень долго. В Грузии преимущество в том, что основная масса машин продается на одном рынке в Рустави. То есть человек приезжает сразу же в столицу Грузии, оттуда 20 км до города Рустави, где самый большой рынок. И уже ехать никуда не приходится. В принципе, все сводится к тому, что ты в одном городе выбираешь и покупаешь автомобиль.

А в плане соответствия состояния автомобиля его цене?

-Если смотреть цена-качество, то все зависит от того какая изначальная задача покупателя. Да, мы работаем по Грузии, но и по Европе тоже остаемся работать. Если задача найти и приобрести автомобиль, который в хорошем состоянии, хорошо обслужен технически, с минимальным количеством повреждений и небольшим износом, то, конечно, за таким автомобилем лучше ехать в Германию. Он будет там обслужен всегда в сервисном центре, в нем вовремя менялись жидкости, масла. Если брать автомобиль из Грузии, то он будет объективно дешевле, но 95% из 100%, что он будет битый или топленный, или ещё что-нибудь с ним было, но он восстановлен, при том восстановлен качественно и хорошо. Поэтому мы всегда смотрим, если задача найти поддержанный автомобиль, который в очень хорошем состоянии не поврежденный вообще, то это Германия. Если мы хотим взять дешево, но свежий автомобиль с каким-то небольшим техническим повреждением, но хорошо восстановленным, то мы едем в Грузию.

Действительно ли можно сэкономить на покупке автомобиля в Грузии/Европы? (по сравнению с Украиной)

-Да, безусловно. Так как крупный импортер, который завозит автомобили в Украину делает огромные наценки, плюс они пользуются государственной поддержкой. Они и количеством, и своими преференциями получают автомобиль изначально дешевле, чем мелкие частники, а продают с огромной наценкой в 100% и на этом очень много зарабатывают. Поэтому, когда человек сам едет себе за автомобилем в Европу или в Грузию, то он в конечном итоге экономит как минимум 30-40%.

С чего нужно начать человеку, который решился на покупку автомобиля? Опишите процедуру от начала до конца.

-Самое первое – это нужно найти брокера, который будет консультировать вас изначально и на протяжении всей поездки. Желательно такого, который уже пользуется авторитетом и на него есть хорошие рекомендации. Этот человек будет вас консультировать, когда вы будете выбирать автомобиль, сразу будет говорить вам сколько он обойдется в растаможке, подскажет какую правильную цену поставить, это касается Грузии, ведь там при оформлении машины в МРЭО спрашивают во сколько оценить машину. Для них это не принципиально, а для нас, из-за нашего налогообложения, это конечно очень важный момент, чтобы цена была не завышенная. Поэтому брокер вам подскажет на каком автомобиле какую цену лучше поставить. Далее он сразу же вам рассчитает и скажет какие платежи нужно внести. И на протяжении всей поездки, вплоть до возвращения в Украину, когда вы через порт будете въезжать, будет подсказывать что вам делать, какая последовательность действий, какие документы вам нужны. Ну и после, когда вы уже приедете в таможенный терминал, он уже здесь с вами будет работать физически, все документы оформит. Поэтому это тот человек, который в принципе основную работу будет делать по оформлению вашего авто. Далее, если вы не являетесь экспертом в автомобилях, то вам понадобится человек, который будет подбирать автомобиль. Это человек, которого называют подборщиком, который оценит техническое состояние автомобиля, проверит его, чтобы вы потом не занимались дорогостоящим ремонтом, ещё не доехав до Украины. Также мы советуем в Грузии найти человека, желательно местного жителя, который будет договариваться о цене, о всяких преференциях для вас, который сможет выторговать либо большую скидку, либо какие-то дополнительные услуги. Так гораздо проще договариваться о цене и оформлении, так как продавец чаще всего хочет повесить на покупателя аренду стоянки и платежи по реэкспорту автомобиля, который на самом деле должен платить он сам.

С какими трудностями или преградами может столкнуться человек, пригоняя авто из-за границы?

-Ну трудности, как я уже говорил, это сама процедура подбора автомобиля. Если человек не разбирается в автомобилях, то на глаз, конечно очень сложно определить на сколько в хорошем состоянии автомобиль, какая у него история была, возможно автомобиль утоплен, это означает, что электрические части могли пострадать, могли провода закоротить. И такой автомобиль будет ломаться очень часто, и очень часто трудно диагностировать именно саму поломку, если уже устарели провода. На глаз это определить невозможно, тут нужен опытный механик, который в этом будет разбираться.

Автор: Кристина Монастырная

Читайте новости Запорожья в нашем Telegram: t.me/akzentzp , Twitter и подписывайтесь на канал в Youtube, а также наш Instagram.

Ірина Крамаренко
Редактор