Как организовано обучение в школах Запорожья с 1 сентября: реальные отзывы родителей
8:00 11 сентября, 2025
В Запорожье, как и во многих других регионах Украины, учебный процесс в школах все еще остается нестабильным. Причина — продолжающаяся война, проблемы с укрытиями, а также административные и коммуникационные трудности.
Этот материал «Акцента » — попытка собрать реальные отзывы родителей, чтобы дать возможность лучше понять, с какими вызовами сталкиваются школы, и как это влияет на учеников и семьи.
Неравномерный график посещения занятий
Родители жалуются, что во многих школах младшие классы посещают уроки ежедневно, а средняя и старшая школа — только неделю через две или даже реже.
- В школе №100 дети 1-го класса ходят ежедневно, но уже с 4-го начинается «дежурство» из-за нехватки мест в укрытии.
- Ученики 6-го класса, по словам родителей, в прошлом году бывали в школе неделю через три или даже четыре.
Это создает неравные условия обучения, а также требует от родителей организовывать дополнительные онлайн-занятия или репетиторов.

Родители отмечают, что в начале учебного года во многих школах администрация уверяла: занятия будут проходить ежедневно. Однако уже через несколько недель после старта начали вводить смешанный график — неделя через две, а иногда даже с большими перерывами.
Одним из объяснений такой ситуации стало нежелание учеников старших классов учиться во вторую смену. Несмотря на то, что по санитарным нормам именно старшая школа может заниматься после обеда, тогда как младшие дети должны посещать уроки в первой половине дня, во многих заведениях избегают второй смены. Это автоматически уменьшает количество дней очного обучения для всех, кроме первых классов.
Жалобы на неравномерный график и путаницу с организацией учебного процесса звучат в разных районах Запорожья. Родители говорят, что сначала им обещают четкое и понятное расписание, но уже через несколько недель все меняется. Одной из таких ситуаций поделилась мама третьеклассницы:
«У меня дочь учится в третьем классе, школа на Космосе. Я просто в шоке от организации процесса. В период войны все должно быть упрощено, а у нас наоборот — куча дополнительных сложностей. Сначала обещали, что дети ежедневно будут посещать по четыре урока, а пятый будет проходить онлайн. Теперь объявили смешанное обучение. А еще и карантины начинаются через COVID… Как в таких условиях планировать свою работу? Целая куча этих школьных чатов, но домашнее задание ребенку приходится сообщать и пересылать мне, хотя он уже может делать все сам. На второй неделе мы еще решали, чем пользоваться — Zoom или Google Meet. Ребенок вроде бы самостоятельный, но получается так, что я постоянно должна быть рядом. Может, это только в нашей школе так, а в других легче?» — рассказывает Елена.
Отсутствие прозрачных приказов и официальных документов
Родители возмущены, что администрация не всегда может показать официальный приказ или график занятий.
Например, в школе №100 завуч не смог предоставить ни одного документа в подтверждение расписания. Это подрывает доверие и оставляет семьи один на один с организационными проблемами.

Проблема укрытий
Главная причина ограниченного посещения — нехватка укрытий.
- «Укрытие не резиновое», — отвечают родителям в школах.
- Некоторые предлагают переводить детей в другие школы или подключаться к программам ЮНИСЕФ для младших классов.
Родители говорят: работы по обустройству укрытий часто начинаются осенью, когда учебный год уже стартовал, и продолжаются долго.
Неопределенность в учебном процессе
Родители отмечают, что планирование уроков выглядит хаотичным:
- Обещали одну нагрузку, а по факту дети получили другую.
- В старших классах иногда месяцами не получается придерживаться стабильного графика.
Из-за этого сложно планировать не только обучение, но и повседневный режим семьи.
Субъективные отзывы о школах
Несмотря на трудности, есть и положительные замечания. Например, о 8-й гимназии родители отмечают, что там дети имеют сильную мотивацию к обучению. Но и здесь проблемы с графиком никуда не исчезают.
Карантины из-за COVID: новая волна в школах Запорожья
Уже в начале учебного года некоторые классы в запорожских школах столкнулись с карантином из-за COVID. Родители говорят, что такая ситуация стала неожиданностью, ведь ожидали стабильного учебного процесса хотя бы в сентябре.
Из-за этого дети вынуждены снова переходить на дистанционку или «сидеть дома», тогда как другие классы продолжают посещать школу.
Вывод
Ситуация в запорожских школах показывает: учебный процесс остается сложным и непредсказуемым. Родителям обещают стабильное ежедневное обучение, но на практике дети учатся по смешанному графику, часть классов сидит дома из-за недостатка укрытий или карантина, а организационные решения принимаются без четкой коммуникации.
Основные трудности — это ограниченные возможности укрытий, нежелание старшей школы учиться во вторую смену, отсутствие официальных документов и внезапные карантины из-за COVID. В результате семьи вынуждены самостоятельно подстраивать рабочие графики и помогать детям ориентироваться в хаотичном учебном процессе.
Несмотря на все, родители отмечают и позитив: во многих гимназиях и школах дети сохраняют мотивацию к обучению, а учителя пытаются адаптировать программу. Но для того, чтобы образовательный процесс в Запорожье стал более предсказуемым, нужна открытая коммуникация между администрациями, четкие приказы и согласованный график занятий.
Чтобы быть первыми в курсе новостей Запорожье и Украины, подписывайтесь на соцсети Акцента: 🔗YouTube | TikTok | Instagram | Телеграм | Facebook | Х