Сергей Токарев рассказал, как адаптировать образование к рынку труда будущего

На Всемирном экономическом форуме (WEF) был представлен отчет The Future of Jobs Report 2025, который анализирует будущее рынка труда. Хотя акцент в исследовании сделан на изменения в профессиях, больше всего выводов из него можно и нужно сделать высшим учебным заведениям — говорит в колонке для 24 канала Сергей Токарев, инвестор, соучредитель и партнер Roosh.

ИИ и его влияние на будущее профессий

«К 2030 году работодатели ожидают, что задачи будут почти равномерно распределены между людьми, машинами и их сотрудничеством», — говорится в отчете WEF. По словам инвестора, это говорит о том, что искусственный интеллект (ИИ) не заменит людей, а станет инструментом для повышения эффективности.

Однако некоторые профессии все же исчезнут. По прогнозам, 92 млн рабочих мест перестанут существовать, зато появятся 170 млн новых. В итоге уровень занятости вырастет на 7%.

Почему это важно для образования? «Потому что новые рабочие места будут требовать другого набора навыков», — говорит Сергей Токарев.

Переквалификация как ключ к успеху

По данным WEF, 39% навыков, которые сегодня используются на рынке труда, устареют через 5 лет, а 59% работников потребуют переквалификации. Топ-навыки будущего — аналитическое мышление, гибкость, лидерство и технологическая грамотность.

Работодатели ищут специалистов, которые обладают не только техническими навыками, но и умеют адаптироваться к быстрым изменениям, отмечает Сергей Токарев. И добавляет: «Базовое понимание работы компьютера, структуры языков программирования, принципов работы ИИ — будет обязательным независимо от отрасли, где вы работаете».

Это и стало причиной того, что прогнозируемо наибольший спрос будет на специалистов по анализу больших данных, искусственного интеллекта, машинного обучения, а также инженеров в финтех-отрасли.

Как Украине подготовить образовательную систему к будущему?

Отчет WEF четко указывает, как трансформируется рынок труда. Однако Сергей Токарев выделяет несколько направлений, как должно адаптироваться образование, чтобы соответствовать новым требованиям компаний к своим работникам:

  • Междисциплинарный подход. Образование должно включать интегрированные специальности, которые сочетают технологии с другими отраслями. Например, MedTech, FinTech, HealthTech.

  • Фокус на переквалификацию. Если человек в 40 лет захочет сменить профессию, он не может позволить себе учиться 4 года. Необходимы краткосрочные адаптивные курсы, которые дадут практические навыки без отрыва от работы. Например, так сделали в SET University, однако такой формат должен стать нормой не только для частных, но и государственных вузов.

  • Локализация образования. Вузы должны учитывать потребности регионального бизнеса. Если в городе есть фармацевтическое производство, логично создавать программы, ориентированные на MedTech. Это позволит бизнесу получать подготовленных специалистов, а выпускникам — работу по профессии.

  • Практический подход в обучении. Преподавать современные дисциплины должны не теоретики, а практики, которые понимают реальные потребности рынка.

  • Привлечение женщин в STEM. Низкая популярность технических специальностей среди женщин — это проблема не только Украины, но и мира. У нас есть общественные организации, которые пытаются популяризировать это направление среди девушек, например, STEM is Fem, однако для этого направления нужен системный подход на государственном уровне.

Трансформация образования — это шанс для Украины не только адаптироваться к изменениям, но и стать глобальным хабом талантов. «Главное не бояться новых реалий рынка труда, а использовать их как возможность», — резюмирует Сергей Токарев.

Олександр Чубукін
Редактор