Велотранспорт и Запорожье: как и когда станут едиными (ОБЗОР)
18:30 24 Вересня, 2019
Запорожье и велосипедный транспорт – вещи пока что далеко не тождественные, ведь город недостаточно к этому приспособлен. Изменить это призван план развития велоинфраструктуры, который опубликован на сайте мэрии и рассчитан до 2028-го года.
Концепция развития была подготовлена запорожскими активистами и согласована с городской властью.
Велосипедный транспорт. Явление, которое набирает популярность в прогрессивном обществе, помогающее не только здоровью и экологии, а и транспортной нагрузке на город.
Какие плюсы адапатации к велотранспорту?
Как указывают авторы концепции развития, велосипед – бесшумный и экологический вид транспорта, который снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, среди тех, кто им пользуется. Кроме того, как оказалось, это экономически выгодно для города.
“Если принять во внимание сохранение здоровья и экономии на содержании автомобилей, велосипедная инфраструктура окупает себя по меньшей мере 4-5 раз за 10 лет эксплуатации. Чтобы построить место для парковки велосипеда, нужно 5% средств, необходимых на одно автомобильное паркоместо”, – пишут авторы концепции.
Также велосипед увеличивает конкурентоспособность торговых площадей в центре города и в зоне пешей доступности.
С учетом постоянного увеличения цен на топливо и содержание личного авто, велосипед может стать транспортом для всех, ведь сейчас большое количество граждан не может позволить из-за разных причин пользование автомобилем. Например, даже имея авто, им часто неудобно распоряжаться, как средством передвижения для всей семьи. Это может быть не выгодно как по времени, так и “бить” по карману.
Велосипед может решить большое количество проблем и положительно влиять на всю транспортную инфраструктуру, но только в том случае, когда город будет к этому подготовлен.
Что мы имеем на данный момент
Сейчас в Запорожье обустроены только две велодорожки протяжностью 1 и 1,8 километра, которые расположены на улице Новокузнецкой и на улице Тюленина.

Вторая велодорожка проложена в спальном районе вдоль улицы Новокузнецкой.
Ширина тротуара – 4,5 метра, красной зоны, предусмотренной под велодорожку – 1,2 метра (что недостаточно даже для 1-стороннего движения, несмотря на то, что велодорожка предусмотрена ее разработчиками двусторонней), длина реконструкции около 1 километра.
Пока отсутствует разметка. Бордюры в некоторых местах частично занижены, и этого недостаточно, ведь их высота остается 7-10 см, при норме не более 2 см. В некоторых местах нет занижений вообще.

Имеющиеся отрезки велосипедной инфраструктуры не создают единой целостной сети: они короткие, размещенные в разных концах города и ненадлежащим образом оснащены (отсутствие понижений, регулирования движения на перекрестках и т.д.), поэтому велосипедный транспорт в основном вынужден двигаться в общем потоке с автомобилями или по тротуарам, а в пешеходных зонах – в общем потоке с пешеходами.
Велостоянки.
По приблизительным подсчетам пользователей, в Запорожье установлено 40 парковок в разных частях города у общественных заведений. В основном это велостойки для временной парковки у входов, установленные администрациями или владельцами заведений.
Их конструкция разная, часто такова, что позволяет крепление только переднего колеса и не обеспечивает надежность хранения велосипедов в контексте краж. Также есть информация об открытии велосипедного гаража на 80 мест в парке “Дубовая Роща”.
ДТП с участием велотранспорта
Согласно статистическим данным Национальной полиции за период с 01.01.2017 в 31.12.2018 на территории города Запорожье было зафиксировано 55 ДТП с участием велосипедистов.
Наиболее проблемными оказались улицы: Прибрежная автомагистраль, проспект Соборный, улица Победы, на которых за 2 года было по 4 ДТП с велосипедистами.

Дело в том, что Запорожье – город, в котором велотранспорту уделяли слишком мало внимания. Знания об этом никак не систематизировались на протяжении многих лет, несмотря на то, что по данным опроса, который устраивали активисты в 2017 году, у 30% процентов жителей Запорожья дома есть велосипед, но они не готовы им пользоваться регулярно из-за опасности на дорогах.
Практика городов, которые успешно достигли высокого уровня пользования велосипедным транспортом, доказывает, что им регулярно пользуются тогда, когда в городе появляется качественная сеть велосипедных путей: велодорожек, велополос, зон с ограничением скорости до 30 км / ч и так далее.
Концепция развития веломаршрутов
Согласно плану развития, Запорожье должно обзавестись сетью велосипедных маршрутов разных характеристик и разной функциональности, которые позволят велосипедистам добираться беспрепятственно в любую точку города.
В проекте предложено несколько типов веломаршрутов:
Магистральный. Соединяет разные районы города и центр между собой. Скорость движения – 15-25 км/ч (часто прокладываются вдоль магистральных улиц с интенсивным движением). Их планируют обустроить 19 общей протяжностью в 169 км.
Второстепенный. Подводит к магистральным маршрутам, соединяет ключевые точки в пределах одного района. Скорость движения – 15-20 км/ч. Их планируют обустроить 32 общей протяжностью в 91 км.
Рекреационный. Расположен в парковых зонах и зонах отдыха. Предназначен для проведения досуга с детьми или в компании друзей. Может соединять точки второстепенных маршрутов. Скоро движения – не уточняется. Их планируют обустроить 7 общей протяжностью в 59 км.
Есть еще один тип маршрутов, который указан как Перспективный, который рассчитан на новую стройку, их запланировано 3 общей протяжностью 7 км.
Также на всех типах маршрутов должны присутствовать дорожные указатели и освещение.
Магистральные и второстепенные транспортные маршруты определены на основе данных о перемещении жителей и жительниц города между транспортными районами на расстоянии до 7 км.
На улицах, не вошедших в схему, также НУЖНО организовывать условия для безопасного движения на велосипеде. Предложенная схема велосипедных маршрутов определяет участки, имеющее высокий потенциал для поощрения людей пользоваться велотранспортом, однако при проведении ремонтов и реконструкций других улиц условия для велосипедного движения на них тоже необходимо обустраивать.

Обустройство велосипедных дорожек на разных на разных категориях улиц также влияет на организацию дорожного движения, из-за чего планируют организовывать веломаршруты разных типов:
Велосипедная полоса – полоса, предназначенная для движения велосипедистов в пределах проезжей части улицы и / или дороги, выделенная с помощью дорожной разметки или конструктивно.
Велосипедная дорожка – дорожка с покрытием за пределами проезжей части улицы и / или дороги, расположена отдельно или смежно с тротуаром или пешеходной дорожкой, которая предназначена для движения на велосипедах, инвалидных колясках, немоторизованных средствах передвижения и обозначена дорожным знаком и горизонтальной разметкой.
Вело-пешеходная дорожка предназначена для общей движения пешеходов и велосипедистов без разграничения на отдельные зоны для пешеходов и велосипедистов.
Смешанное движение на проезжей части – это организация движения велосипедного транспорта в общем потоке с автотранспортом.
На указанных типах маршрутов по-разному организовывают движение в зависимости от категории улицы:

Как это будет выглядеть на улицах Запорожья
В концепции развития, учитывая типажи велодорожек, касательно категорий улиц предложили свои типы обустройства маршрутов конкретно в Запорожье, создав наглядные схемы:
Тип 1.
Проезжая часть (4 полосы) – параллельная парковка – трамвайная линия – 2 стор. велодорожка – зеленая зона – тротуар (примеры улиц: ул. Моторостроителей, ул. Иванова).

Тип 2.
Проезжая часть (4 и более полос) – параллельная парковка – техническая зона – 2-стор. велодорожка – тротуар (примеры улиц: ул. Соборная, ул. Новокузнецка, ул. Победы, просп. Инженера Преображенского, просп. Юбилейный)

Тип 3.
Проезжая часть (4 и более полос) – параллельная парковка – техническая зона – 1-стор. велодорожка – тротуар (примеры улиц: ул. Украинская, Хортицкое, шоссе, ул. Новгородская, ул. Лермонтова, ул. Чаривна, ул. Северокольцевая, ул. Василия Сергиенко, ул. Школьная)

Тип 4.
Проезжая часть (4 полосы) – буферная зона – велополоса – техническая зона – тротуар (примеры улиц: ул. Железнодорожная, ул. Стефанова, ул. Тюленина, ул. Гребельная).

Тип 5.
Проезжая часть (2-3 полосы) – велополоса – техническая зона – тротуар
(Примеры улиц: Днепровское шоссе, ул. Братская, ул. Б.Хмельницкого,
ул. Сикорского, ул. Магистральная).

Велопарковки: критерии и расположение
Как считают авторы концепции, развитие волотранспорта в Запорожье повлечет за собой и развития общественного транспорта, путем интеграции этих двух составляющий одна в одну.
Это позволит расширить зону достижения обоих видов транспорта при условии предоставления возможности для перевозки велосипеда в общественном транспорте или обустройстве велопарковок на территориях транспортных узлов (например, на остановках).
Согласно концепции развития, парковки для велосипедов с возможностью длительного безопасного хранения нужно организовать в таких местах города:
- Пл. 174 км. (приоритет)
- Пл. Хортица. (приоритет)
- Станция Запорожье-1.
- Станция Запорожье-2.
- Автовокзал Запорожье-1.
- Автовокзал Запорожье-2.
- В на перекрестке ул. Тюленина – ул. Победы.
- ТПУ (пересадочный узел) на перекрестке ул. Заводская – Южное шоссе.
- ТПУ на перекрестке ул. Соборный – ул. Днепровская.
- ТПУ на перекрестке ул. Иванова – ул. Моторостроителей.
Учитывая вышесказанное, критически важным является обеспечение возможности провоза велосипеда в салонах пригородных поездов. В идеале, какой-то один вагон на небольшой его части должен быть оборудован вместо сидений креплениями для велосипедов.
При обустройстве велопарковок следует разделять места долгосрочного и не долгосрочного хранения.
Если парковка ориентирована на долгое хранение велосипеда, она может быть отдалена от учреждения, которому она предназначена, но обязательной является крыша для защиты от погодных условий, чему противоположна организация парковки, предназначенной на короткий срок.


Велопрокат как способ быстро передвигаться по центру города
Общественный велопрокат, городской прокат велосипедов и т.д. – это система краткосрочной аренды велосипедов как вида общественного транспорта.
Система велопроката делает акцент на коротки поездки (часто до 30 мин.) И, соответственно, большого количества пользователей на каждый велосипед в системе. Система общественного велопроката особенно привлекательна для обеспечения мобильности населения в центральной части города, где происходит много передвижений на короткие расстояния и ограничено уличное пространство.
По каким принципам нужно строить велопрокат:
- размещение у ключевых точек притяжения (улицы с насыщенными торговыми зонами, офисные центры, ТРЦ, ТБО, жилые кварталы, высшие учебные заведения и т.д.)
- расстояние между станциями не более 500 м, желательно до 300 метров.
- массовое информирование жителей и посетителей города и поощрения пользования.
- по возможности, сочетание абонемента на прокат велосипедов или электросамокатов с электронным билетом на общественный транспорт.
Финансирование запуска и расширения системы общественного
велопроката / проката электросамокатов может происходить за счет городского бюджета или за счет частных компаний.
Читайте новости Запорожья в нашем Telegram: t.me/akzentzp , Twitter и подписывайтесь на канал в Youtube, а также наш Instagram.