Новини, Суспільство, Україна, Эксклюзив

«Cтрах. Он живет в сердцах каждого простого жителя СССР, и даже в сердцах правящей верхушки»: рецензия на фильм «Смерть Сталина»

«Cтрах. Он живет в сердцах каждого простого жителя СССР, и даже в сердцах правящей верхушки»: рецензия на фильм «Смерть Сталина»
11.02.2018 09:40

the-death-of-stalinПортал «Акцент» представляет рецензию на нашумевшую сатирическую комедию «Смерть Сталина»

Пожалуй, жанр комедии в кино – самый недооцененный и неоднозначный. Западные фильмы приучили нас к тому, что комедия на экране – это ни это иное, как одноразовое зрелище на пару часов, ни к чему не обязывающие «шоу», где легко и непринужденно проскальзывают острые шутки.  Связать такой жанр и время расстрелов попытался британский режиссер Армандо Ианнуччи. В фильмографии творца в основном присутствуют комедийные работы, которые метко и точно высмеивают политические процессы. Не побоялся режиссер и замахнуться на 1950-е годы Советского союза, тем самым сняв свою нашумевшую картину «Смерть Сталина».

Один из излюбленных приемов Ианнуччи – фарс. Он выбирает стандартные политические ситуации, переплетает их и подает с огромной скоростью, тем самым повышая уровень абсурда. Зритель, находясь в вихре событий, уже не может отличить реальные события от «стеба» режиссера.

По этому же принципу снята кинокартина «Смерть Сталина», которая является экранизацией одноименного французского комикса о борьбе сталинского окружения за власть после смерти «вождя народов». Фильм высмеивает все тонкости того периода, в частности гонку за власть. Реально лишь одно: неподдельный страх власти и паника от вседозволенности.

Вождь предстает перед зрителями карикатурно и умирает, смеясь над проклятиями в письме.

Основные комедийные события разворачиваются вокруг сталинского бомонда: Хрущева, Маленкова, Берии, Кагановича, Молотова, Жукова и Микояна. Однако, самое интересное заключается в том, что актеры совершенно не похожи внешне на своих персонажев. Их связывает лишь набор внутренних качеств, которые удачно подметил Ианнуччи. Все они жаждут власти и любой ценой готовы ее получить. Такой прием «внешней несостыковки» помогает сделать гиперболы особенно яркими.

Зритель все-таки недоумевает, как можно изображать серьезные политические рокировки в жанре комедии. Но в «Смерти Сталина» высмеиваются черты характера борющихся за власть. Они плетут интриги против друг друга, разыгрывают траур, смеются с несмешных шуток вождя, в общем делают все, чтобы отхватить себе место под солнцем.

Все они растеряны и не по-человечески злы. Берия (Саймон Рассел Бил) просто помешан на власти, готов судить всех без разбору. Маленков (Джеффри Тэмбор) изображен как слабак, которого волнует лишь его лицо на портретах. Молотов (Майкл Пейлин) и вовсе готов прислуживать любому, кто будет иметь вес в обществе. Хрущев же (Стив Бушеми), который в начале фильма и звука не подавал, под конец устранил всех своих оппонентов, используя лишь свой ум и умение убеждать.

В конце фильма режиссер нам всем дает понять, что самым опасным был совсем не тот, чье тело водрузили в мавзолей и не тот, на кого все ополчились. Главную роль в фильме получил страх. Он живет в сердцах каждого просто жителя СССР, и даже в сердцах правящей верхушки.

Death of Stalin – комедия, которая позволяет переосмыслить некоторые вещи. Как и другие заслуживающие внимания фильмы этого жанра, у нее трагический эпилог.

Последние кадры наталкивают на мысль, что ничто в этом мире не вечно: Хрущев с женой сидят в опере, а сзади на него пристально смотрят глаза под парой широких бровей. «И это пройдет». Ианнуччи будто транслирует фразу Соломона.

Александра Кузовова

Читайте также: Нашумевшая кинокартина «Смерть Сталина» собрала в Запорожье полный зал (ФОТО)

11.02.2018 09:40


Об Авторе

Александр Чубукин