Вчера, 29 марта, на сессии Запорожского городского совета временная контрольная комиссия по вопросам закупок пищевой продукции и организации питания в школах и детских садах предоставила отчет о своей работе. Начиная с весны 2016 года комиссией было проведено 7 основных и 15 выездных заседаний. Напомним, что в комиссию входят депутаты: Вячеслав Зайцев, Виталий Рябцев, Елена Галкина, Лариса Губина, Юрий Орешкин, Геннадий Наумов.
По результатам работы комиссии был выявлен ряд недостатков в организации питания в дошкольных и школьных учебных заведениях.
Погоня за прибылью
Комиссией было установлено, что департаментом образования и науки Запорожского городского совета применяется сокращенная процедура проведения открытых торгов. Это приводит к тому, что не все желающие успели подготовить соответствующую документацию и принять участие в торгах. Это в свою очередь приводило к сокращению перечня поставщиков и ограничения выбора.
Кроме этого в условиях открытых торгов не было прописано четких требований к пищевой продукции относительно ее состава, процентов полезных веществ. Это позволило поставщикам по своему усмотрению менять продукты на более дешевые аналоги. Во время проверок были выявлены факты поставки спрэда (смесь растительных и молочных жиров) вместо натурального сливочного масла; дешевой, некачественной колбасы с низким содержанием мяса и т.п.
Члены комиссии это видели только визуально, а департаментом образования и науки проводились лабораторные исследования состава и качества продуктов питания — во многих лотах были выявлены нарушения по составу того или иного продукта, что стало поводом для расторжения договоров с поставщиками некоторых лотов.
Комиссией также было выявлено, что в Департаменте сложилась практика, когда на отдельные позиции после закрытия торгов повышается цена. Хотя департамент образования и науки приводит доказательства, что повышение происходило не больше чем на 10% и на основании предоставленных поставщиками документов, члены комиссии видят в таких действиях возможность коррупционной составляющей, потому что таким образом поставщик принимал участие в торгах с заведомо низкой ценой (в некоторых случаях ниже, чем средняя по области), а затем добивался повышения цены с согласия Департамента образования и науки.
Контроль качества продукции, условия хранения и приготовления
На качество продукции влияет ненадлежащее материально-техническая база. Прежде всего, это касается овощехранилищ, в которых не обеспечиваются надлежащие условия хранения свежих овощей и фруктов: система вентиляции, температура воздуха, санитарное состояние и прочее. Не менее неудовлетворительное состояние и в пищеблоков: оборудование преимущественно устаревшее, из-за чего обеспечивать соблюдение санитарных норм трудно. Во многих заведениях система вентиляции не работает должным образом, требует замены или ремонта.
За время своей работы комиссия пришла к выводу, что график поставки продукции был составлен с учетом возможностей фирмы-поставщика, а не учитывая сроки годности товаров. Так, доставка в основном осуществляется с 9 до 15 часов, в то время как некоторые продукты необходимо употреблять сразу. Были выявлены факты перевозки несовместимых продуктов на одном транспортном средстве (например, молочные продукты и рыба), что запрещается нормативами.
Особое внимание члены комиссии уделяли наличию отдельного меню для детей с аллергическими реакциями. Во многих школах руководители не знали об этом требовании законодательства и не обеспечивали отдельное питание для детей с аллергией.
Во многих школах членами комиссии было выявлено не рекомендованную для употребления детьми продукцию: майонез в пиццах, шоколадные батончики и другое.
Комиссией на выездных заседаниях были обнаружены случаи, когда перспективное меню не соответствует текущему меню. В большинстве случаев такие факты были связаны с недопоставкой поставщиками питания одного из продуктов. За период 2017 Департаментом образования и науки было объявлено только 2 штрафных санкций поставщикам питания.