Запорожье вновь стоит на грани транспортного коллапса.
Как стало известно «Акценту» из собственных источников, к лету Запорожье покинуло большое количество водителей, как маршруток, и так и автобусов.
Так, у частных перевозчиков огромное количество машин простаивает. Таковых уже больше 100. Проблемы есть у «Феникс-Авто», «Автостандарт» «Альян-Авто» , «Тревел-Авто», «Запорожградтранс» , «Правекстар», «Сич-альянс», «Стар-авто» и других.
Причина — низкие заработные платы. Часть водителей на лето уехало возить людей на курорты, а часть — в Польшу. Низкие зарплаты, как отмечают собеседники «Акцента», являются следствием неконкуретной стоимости проезда.
«Чтобы водитель работал с 5 утра до 9 вечера, он за смену домой жене и детям должен приносить 900 грн, тогда он будет доволен, а у нас сейчас водители в среднем даже 500 не зарабатывают. Это рынок», — делится с «Акцентом» информацией руководитель одной из фирм-перевозчиков.
Кроме того, собеседник отмечает, что у него сейчас в ремонте 8 машин, и ремонтировать их не за что. Стоимость топлива вновь выросла, а цену проезда не поднимают, хотя ранее мэр Владимир Буряк публично это обещал.
Сложности наметились и у муниципального транспорта. Так, на маршрутах города ежедневно выезжает всего около 60 новых МАЗов при общем количестве в 100 штук. Здесь причин несколько — часть автобусов ломаются, проблемы с наличием водителей, ручное управление выпуска, а также убыточность работы.
Так, например на маршруте № 72 в среду, 3 июля, зафиксировано всего 5 МАЗов, хотя по паспорту маршрута их должно быть в 2 раза больше.
Так получается, что муниципальный транспорт дешевле (5 грн), однако очень убыточный (город за него платит более 600 миллионов лизинга), кроме того финансовая помощь «Запорожэлектротрансу» по итогам года ожидается рекордной и перевалит за 300 миллионов гривен. В мэрии с июня уже просят ежемесячно дополнительно по 20 миллионов на зарплаты водителям и оплату электроэнергии.
В итоге ручное управление и нерыночные условия работы КП приводят к дополнительным убыткам и частных перевозчиков, которые выводят машины с маршрутов.
В тоже время следует отметить, в других городах Украины подходят совершенно по-иному к ценоформированию услуги проезда в общественном транспорте. Везде в крупных областных центрах стоимость проезда выше, чем в Запорожье. Есть цены выше и даже в более мелких городах и с меньшей средней заработной платой.
Тарифы по городам:
- Львов 7 грн ( средняя зарплата по городу 11200 грн)
- Харьков 6-8 грн (коммунальный и частный транспорт. (cредняя зарплата — 11000 грн)
- Одесса 7-8 грн (средняя зарплата — 10800 грн)
- Днепр 7-8 грн (средняя зарплата 11000 грн)
- Запорожье 4-6 грн (средняя зарплата 10500 грн)
- Киев 8-11 грн (средняя зарплата 12000 грн)
- Павлоград 7-8 грн. (средняя зарплата 8000 грн)
Желание городской власти в лице команды Владимира Буряка понравиться избирателям перед выборами понятно, однако в перспективе все это может привести к большим проблемам. Муниципальные автобусы, учитывая их убыточность, будут все больше высасывать средств из горбюджета, в том числе на ремонт и оплату лизинга. В это же время частные перевозчики уйдут с рынка. Многие уже распродают транспорт. А если учесть, огромные долги городского бюджета в 1,6 миллиарда гривен, то обновлять муниципальный транспорт больше будет не за что. Как и ремонтировать дороги, по которым этот самый транспорт ездит.
Как результат осенью и через год — запорожцев ждут вновь переполненные и «убитые» маршрутки. Что касается больших автобусов, из судьба также незавидна — половина МАЗов будет бездействовать ввиду поломок и отсутствия средств на ремонт.
В ближайшее время «Акцент» вернется к вопросу убыточности КП «Запорожэлектротранс» и реальной стоимости для Запорожья автобусов МАЗ.
Читайте новости Запорожья в нашем Telegram: t.me/akzentzp , Twitter и подписывайтесь на канал в Youtube, а также наш Instagram.