Исследование пассажиропотока: стоит ли Запорожью ждать больших автобусов?

20930429_1505462669523637_198640700_oВ Запорожье на один  автобус средней и большой вместимости приходится сразу 6 маловметительных и неудобных маршруток.

Такие результаты показало комплексное пассажирообследование, проведенное специалистами ЗНТУ по заказу мэрии.

Студенты запорожского ВУЗа под руководством главы Деканата автомобильного факультета ЗНТУ, исследуя пассажиропоток, посчитали, что в городе на маршрутах работают 970 автобусов разной вместительности. Из них 835 (86%) – это  маршрутки по типу “Спринтер”. Машин средней и большой вместительности в Запорожье всего 135 штук или 13,9% от общего числа автобусов.

 

1pas

Кроме автобусов, студенты считали и количество электротранспорта. Оказалось, что в Запорожье на улицы города выходит менее 100 единиц техники: 44 троллейбуса и 55 трамваев. Именно на городской электротранспорт и муниципальные автобусные маршруты (18, 38)  приходится основной груз по перевозке пассажиров льготных категорий – 83%.  Частные перевозчики в своем большинстве отказываются перевозить льготников – на их долю выпадает всего  26 008 пассажиров в сутки, или 17% от суточного пассажиропотока льготных категорий. Таким образом  один автобус частной фирмы в среднем провозит за сутки менее 30 пассажиров льготных категорий. В тоже время на единицу муниципального транспорта в сутки приходится в среднем около 1000 льготников.

4pas

Согласно рекомендациям  специалистов ЗНТУ,  для оптимизации существующей маршрутной сети Запорожья рекомендуется сократить количество маршруток с 835  до 160 штук, а количество автобусов средней и большой вместимости увеличить со 135  до 676 единиц. При этом, на маршрутах должны работать 150 автобусов вместимостью от 80 до 100 пассажиров.

5pas

В тоже время, откуда возьмутся в городе такое количество больших автобусов остается неизвестным. На сегодняшний день, только проходит подготовка по организации тендера на покупку 35 автобусов большой вместимости по программе лизинга для КП “Запорожэлектротранс”. Появятся ли они в реальности до конца года – большой вопрос. На проходящих конкурсах, несмотря на выставляемые требования по наличию автобусов средней и большой вместимости, большинство перевозчиков их показывают только на бумаге – первый месяц как и положено ездят “Богданы”, а потом их вновь заменяют “Мерседесы” и “Фольксвагены”, в которых не предусмотрены места для стоячих пассажиров. Так, например произошло с 81-м маршрутом, где уже вновь ездят только “Спринтеры”. Большинство фирм побеждают на конкурсах с условием инвестпрограммы – когда в течении года перевозчики должны вывести на обслуживаемые маршруты автобусы нужного класса. Но это только перспектива, и будут ли они выполнять все требования инвестпрограммы, или просто “договорятся”, еще один серьезный вопрос.

20904134_1505462219523682_1882121877_o

В Запорожье очереди на маршрутки сравнимы с очередями в магазинах в эпоху социализма

Кроме того, на ряде популярных маршрутов после замены перевозчиков и вовсе пропали автобусы средней вместимости и уменьшился интервал движения – так произошло с 69,  87, 58 маршрутом. На 36-й маршрут зашли “Богданы”, но интервал движения, по словам пассажиров увеличился в 2-3 раза, что по факту только ухудшило ситуацию.

Усложняет ситуацию с появлением вместительных автобусов и экономический фактор: “Спринтеры” значительно дешевле и приносят собственникам больше денег. “Эталоны” и “Богданы” имеют значительно больший расход топлива и на многих маршрутах невыгодны собственникам.

Проблему могло бы решить внедрение электронного билета в городском транспорте, но пока запорожские городские власти не спешат с выводом из тени “черного нала” пассажирского транспорта.

А горожане тем временем с тревогой ожидают осени, когда количество людей в городе увеличится и добираться на работу и с работы станет еще тяжелее.

Читайте также: В запорожской мэрии встретились с пассажирами проблемного 69-го маршрута

при подготовке использованы материалы IP News

 

Александр Чубукин
Редактор