Новости, Общество, Популярное, Эксклюзив

Закупка Запорожьем автобусов в лизинг: рывок вперед или долговая кабала на многие годы?

Закупка Запорожьем автобусов в лизинг: рывок вперед или долговая кабала на многие годы?
22.06.2017 16:30

IMG_1746 (1)Покупка автобусов большой вместимости может оказаться не столь выгодной, как рассказывает об этом запорожская городская власть.

Вчера, на сессии городского совета было принято решение внести изменения в целевую городскую программу «Обеспечение надлежащей и бесперебойной работы Запорожского коммунального предприятия городского электротранспорта «Запорожэлектротранс».  Изменения необходимо было внести для осуществления покупки 35 вместительных автобусов через программу финансового лизинга.

Как известно, в Запорожье транспортная проблема стоит очень остро. Жителей города не устраивает тот уровень сервиса, который предоставляется в вопросе перевозок. Город переполнен маловместительными маршрутками, которые не предназначены для перевозки стоячих пассажиров, но тем нее мене в час-пик в разных районах города они набиваются под завязку,  а на многих остановках даже не останавливаются, вследствие чего горожане вынуждены простаивать по полчаса и больше в ожидании транспорта, куда можно хотя бы «влезть». С целью решить данную проблему городской властью принято решение увеличить количество автобусов средней и большой вместимости на большинстве маршрутов города. Некоторые частные перевозчики уже добавляют в свой парк «Богданы» и «Эталоны», на проходящих конкурсах по маршрутам перевозчикам выставляют требования иметь в своем парке автобусы большой вместимости.

Вчерашним решением горсовет дал «зеленый свет» в вопросе финансирования на 2017 год программы финансового лизинга на покупку 35 автобусов для КП «Запорожэлектротранс». «Акцент» постарался разобраться, что из себя представляет эта услуга, какие риски несет, и что в итоге получит Запорожье с покупкой этих автобусов.

Итак, что такое финансовый лизинг:

Финансовый лизинг или финансовая аренда — это операция по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей стоимости или большей части стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счёт лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки. В общем, финансовый лизинг можно рассматривать как форму долгосрочного кредитования.

Финансовый лизинг имеет трёхсторонний характер взаимоотношений. По заявке лизингополучателя лизингодатель приобретает у поставщика оборудование и передаёт его в лизинг лизингополучателю, возмещая полностью свои финансовые затраты и получая прибыль через соответствующие лизинговые платежи.

P70511-155010

Автобусы МАЗ в Запорожье

В нашем случае, согласно принятому решению, предполагается, что КП «Запорожэлектротранс» у одного из украинских  банков закажет лизинговую услугу (как вчера рассказал первый заместитель городского головы  Сергей Мешок сейчас ведутся переговоры о лизинге с Приватбанком). Платежи банку будут разбиты на 4 года. В 2017 году из городского бюджета  выделят 46,2 млн грн. В 2018 году финансирование программы составит  44 миллиона, в 2019 — 37,8 млн грн, в 2020 — 26,4 млн грн. Таким образом, суммарно 35 автобусов городу обойдутся в 154,4 млн грн. Один автобус будет стоить примерно 4.4 млн грн.  Закупать планируется автобусы марки МАЗ (уже ездят на 18 маршруте) или «Богдан», вместимостью около 100 пассажиров. Для сравнения предыдущие подобные МАЗы обошлись городу по цене 3.1 млн грн. Разница в цене за счет прибыли банка составит 1.3 млн грн (подорожание 41%).

Кроме подорожания есть и еще ряд факторов, которые не видны на первый взгляд, но которые увеличат реальную стоимость автобусов.  Пока автобусы полностью не оплачены, они считаются собственностью лизингодателя, то есть в нашем случае банка. Но обслуживать их до 2020 года года будет КП «Запорожэлеткротранс». А это еще одна немаленькая статья расходов для и так для вечно убыточного запорожского КП. Вчера депутатом горсовета Ириной Костенко на сессии был задан соответствующий вопрос Сергей Мешку.

Заместитель мэра  ответил следующим образом:

Здесь работает простая математика. Исходя из того, что нам предложили в лизинговом пакете и того, что мы можем сделать за счет «Запорожэлектротранса»,  мы пришли к выводу, что своими усилиями нам обслуживание обойдется дешевле. А выгоды оценят жители Запорожья, которые смогут пользоваться большими автобусами.

Кроме того Мешок привел еще ряд аргументов в пользу принимаемого решения — это то, что «деньги сегодня дороже, чем деньги завтра», а потери от финансового лизинга нельзя расчитывать прямым счетом на процентную ставку.

Возмутило многих депутатов и отсутствие экономических просчетов покупки в лизинг новых автобусов. Очевидно, некоторые вещи городской власти просто не выгодно показывать. Придется нам самим заглянуть немного вперед.

К сожалению, картина с покупкой автобусов может оказаться не радужной.  За 4 года, пока город будет платить за автобусы, очевидно они будут ломаться, их нужно будет обслуживать. «Запорожэлектротранс» будет просить очередные дотации из горбюджета. Только будут они значительно больше.  На сегодняшний день автобусы МАЗ, работающие на 18-м маршруте (4-й Южный — Бородинский мкрн) являются нерентабельными — кондукторы признаются, что за рейс более чем в 20 км, они продают только 20 билетов. 90% пассажиров — это льготники.  Расход топлива на таком автобусе — 35 л на 100 км.  Путем несложных подсчетов получается, что за 20 км, автобус расходует 7 л дизтоплива, и приносит 60 грн дохода от продажи билетов. При средней цене на дизтполиво в 22 грн, имеем только расходы на топливо в 2.5 раза больше доходов. А автобусов, внимание, будет теперь не 10, а 45!  Новые 35 автобусов, со слов начальника управления транспорта и связи горсовета Александра Власюка, будут задействованы на других направлениях (что вполне логично и правильно — прим. авт.). Соответственно, не стоит ожидать, что на них картина будет как-то отличаться от 18-го маршрута — в них также будут ездить пенсионеры и пассажиры других льготных категорий. Так будет до тех пор, пока частные перевозчики не будут перевозить все льготные категории без ограничений. Но как показывает сегодняшний день, даже АТО-шники, как участники боевых действий,  во многих случаях не могут добиться положенной им по закону льготы. Это при том, что в самых резонансных случаях доходит даже до рукоприкладства по отношению к водителям.

Конечно, в этой ситуации следует ожидать повышение стоимости проезда. Многие частные перевозчики на осень уже анонсировали повышение цен с 4 до 5 грн. А за ними, разумеется потянется и муниципальный транспорт.

P70517-100442

Запорожцы и дальше будут наблюдать на улицах города старенькие ЗИУ

Идем дальше. Изменениями в программе сняты средства со строчки покупки троллейбусов — планировалось в 2017 году обновить парк 10 бу-шными троллейбусами из Европы. На это изначально выделялось 10.1 млн грн.  На сегодня техническое состояние троллейбусов находится в плачевном состоянии. В прошлом месяце в 2-х троллейбусных парках были проведены рабочие собрания, где кроме проблемы низкой зарплаты, водителей волновал вопрос крайне неудовлетворительного технического состояния троллейбусов. Интересно, но на собрании рабочим было обещано не только повышение зарплаты, но и обновление парка в этом году. Как видим, теперь даже бу-шных троллейбусов в 2017 году запорожцам ждать не придется. А с увеличением затрат на обслуживание финансового лизинга по закупаемым автобусам, не факт, что у города будут деньги на электротранспорт на следующий год. Остается надеяться на средства ЕБРР, по кредитной программе которого Запорожье за 5 млн евро может получить 25 новых троллейбусов. Но сроки реализации данной общеукраинской программы пока не известны.

Эффективность работы «Запорожэлеткротранса» также вызывает большие опасения. Новый частично низкопольный трамвай, широко разрекламированный городской властью собирается на предприятии уже почти 3 месяца, и до сих пор не вышел на линию (хотя первоначально его обещали сделать за 1.5-2 месяца). Как уже выше  писалось, техническое состояние электротранспорта удручающее, сотрудники предприятия получают минимальную зарплату (в среднем 2800-3500 грн — прим. авт.) и не имеют мотивации.  Возникает вопрос: а «доживут» ли эти 35 автобусов до того, как город за них рассчитается? И не окажется ли «Запорожэлектротранс» в итоге банкротом? И кому это выгодно?

Автобусы, конечно же, городу нужны. И троллейбусы, и трамваи. Но нужно и честно говорить цену таких изменений, и работать над реформами, внедрением электронного билета, выведением черного нала рынка перевозок из тени, в конце концов, смотреть на 2 шага вперед.  Пока же в сухом остатке имеем крайне рискованную операцию за деньги громады, которая  выльется в значительное удорожание содержания муниципального транспорта для бюджета города на многие годы вперед.

Александр Чубукин

 

 

 

22.06.2017 16:30


Об Авторе

Александр Чубукин