Вопрос повышения стоимости проезда в общественном транспорте остается одним из самых волнующих для жителей Запорожья. Низкий уровень сервиса, постоянные оскорбления участников войны, школьников и пенсионеров, переполненный транспорт, наличие на маршрутах маловместительных спринтеров — проблем настолько много, что даже только одно упоминание о грядущем повышении стоимости проезда многих горожан приводит в негодование. Вызвала бурное обсуждение в сети и новость о том, что один из запорожских перевозчиков решил выставить на продажу свое имущество, включая все автобусы средней вместимости, которые пока что еще используются на маршрутах № 36 и 96.
Журналисты «Акцента» решили более детально разобраться, есть ли основания для повышения стоимости проезда на автобусных маршрутах города, и от чего это повышение зависит.
Как уже писал «Акцент», директор «Сич Альянс груп» Валерий Шибико сказал, что «будет теперь идти в ногу со всеми», аргументировав решение тем, что его фирма работает официально, в штате содержится весь персонал, включая водителей и слесарей, и сегодняшняя цена на дизтопливо (около 30 грн за литр – прим авт.) делает работу на маршруте «Богданов» глубоко убыточной. Спринтеров у фирмы нет, но в связи с тем, что в мэрии никак не реагируют на представленные расчеты повышения стоимости проезда, Шибико намерен продать автобусы, и перейти как и большинство других перевозчиков на более экономически выгодные «Спринтеры». Кроме того, фирма будет брать их в аренду, вернее по-просту «продавать» место на маршруте владельцу микроавтобуса — то, как делают почти все перевозчики в Запорожье.
Примечательно, что согласно условий конкурсов, которые проводит мэрия, на большинстве маршрутов должны ездить автобусы средней и большой вместимости. Однако по факту этого нет.
Редакция «Акцента» располагает представленными расчетами «Сич-Альянса» в мэрию. Мы представляем читателям обзор приведенных документов:
Сведенный расчет тарифа на проезд в маршруте № 96. При цене на дизтопливо в 29.90 грн за литр, расчетная стоимость проезда составляет 11,24 грн. В годовом исчислении затраты, которые несет предприятие для 22 автобусов на маршруте включают в себя расходы на топливо, смазочные материалы, шины, аккумуляторы. Прямые затраты составляют в годовом исчислении 15,2 млн грн.
Кроме того, на стоимость проезда влияют затраты на фонд оплаты труда водителей — 2,59 млн грн, другие прямые затраты (содержание техперсонала, слесарей, проведение ТО своими силами и так далее)- 5,9 млн грн, общепроизводственные расходы — 377 тысяч. Общая себестоимость услуг на выходе составляет 24 миллиона гривен. Вместе с финансовыми затратами и заложенной прибылью в 15% выходит более 28 миллион. Если разделить эту сумму на заявленное количество перевезенных пассажиров (2,52 млн за год) то и получается цифра в 11,24 грн.
Отметим, в расчетах указано, что в среднем за сутки один автобус предприятия совершает 5,5 рейсов и суммарно перевозит 313 пассажиров (то есть на рейс в обе стороны выпадает 57 пассажиров). Протяженность маршрута № 96 составляет 37,6 км. Здесь следует отметить, что маршруты на «Бабурку» являются преимущественно пиковыми. В час-пик маршрутка едет «убитой», то есть может перевозить до 50 пассажиров в одну сторону, а в дневные и частично утренние и вечерние рейсы может ехать полупустой, перевозя до 20 пассажиров.
Номинальный расход топлива на «Богдане» составляет 16,3 л, однако в условиях плохого качества дорог, пробок и городского движения этот показатель увеличивается на т.н. корректирующий коэффициент. Он составляет 26,3%. В сумме выходит 20-21 л. Расход на топливо в расчете на км составляет 7,19 грн. Другими словами за один рейс на топливо уходит 270 грн. В нашем случае чтобы покрыть расходы на топливо, водителю в каждую сторону нужно провести примерно по 25 платных пассажиров.
«Богдан» VS «Спринтер»
Также мы решили рассмотреть стоимость проезда в общественном транспорте в разрезе сравнения «Спринтеров» и «Богданов», а также учесть особенности разных районов города. И так, средний расход топлива на «Спринтере» в условиях города составляет 13-14 л на 100 км, — на «Богданах» же 20-21 в зависимости от загрузки. То есть в топливе разница + 50% в пользу микроавтобусов. При этом, когда маршрутки забиваются под завязку, в них также помещается до 40 пассажиров, а за проезд в одну сторону такая маршрутка в час-пик может провезти до 50-55 пассажиров, что фиксировалось журналистами «Акцента» при проведении измерений. В тоже время часть маршрутов, которые проходят через проспект Соборный, и на которых работают «Спринтеры» имеют очень хороший пассажиропоток даже в дневное время суток. Такая ситуация наблюдается в частности на маршрутах № 40, 63а, 80, 62 и ряде других. Там при средней протяженности рейса в обе стороны в 25-30 км, пассажиропоток составляет от 40-50 до 80-90 человек в зависимости от обстоятельств. При этом путем несложных подсчетов можно прийти к выводу, чтобы отбить топливо здесь водителю достаточно провезти 20-25 пассажиров в обе стороны. То есть в любом случае, даже при повышении стоимости топлива на 5 грн за литр за последние два месяца на таких маршрутах заработок фирм и водителей остается существенным.
Несмотря на резкое повышение стоимости топлива, «Спринтеры» на многих маршрутах города продолжают оставаться высокоприбыльными
А вот картина на маршруте № 49 (Бородинский микрорайон — Хортицкий район) совершенно другая. Там на маршруте протяженностью 20 км в одной сторону (40 км рейс) в пиковые часы проезжает 40-45 пассажиров, и таких пиков для маршрута всего 3 утром и 3-4 вечером, что фиксировалось журналистом «Акцента» при исследовании. В остальное же время за проезд в одну сторону (20 км) водители перевозят не более 15-20 пассажиров, что позволяет в лучшем случае отбить топливо на «Спринтере». Про «Богданы», которые также есть на этом маршруте и говорить не приходится — ездить не в час-пик для них абсолютно невыгодно.
Также значительное влияние имеет еще один нюанс — то, насколько прозрачно работает перевозчик. По имеющейся информации, в Запорожье значительная часть фирм-перевозчиков владеют только документами на маршрут, сдавая в аренду за определенную плату право пользования маршрутом реальным владельцам микроавтобусов. Соответственно и полноценно обосновать тарифы такие предприятия не могут, ведь не имеют по факту должной инфраструктуры, нанятых сотрудников, техники и так далее. Как видим, на различных маршрутах города ситуация может складываться совершенно по-разному. Однако обычным запорожцам от этого не легче. Здесь веское слово должны были бы сказать городские власти, наведя наконец-то порядок в сфере пассажироперевозок и обеспечив участников рынка равными условиями. Помогло бы в этой ситуации и введение монетизации льгот. Но пока все идет к тому, что Запорожье вскоре может остаться без частного транспорта средней и большой вместимости, а горожане еще долго будут вынуждены корчиться в переполненных «душегубках-спринтерах». В такой ситуации ни о каком развитии сферы — введении электронного билета, системе GPS-навигации идти речь не может.
Полные расчеты стоимости проезда по маршруту № 96